Первая атомная электростанция в Казахстане будет размещена, скорее всего, в Актау. Об этом сообщил в марте этого года управляющий директор по инновационным проектам АО “НАК “КазАтомПром” Валерий Шевелев. Однако некоторые эксперты не видят необходимости строительства АЭС, заявляя, что для решения проблем электроэнергии в Мангистауской области достаточно построить современные парогазовые установки. Тем более что в ближайшее время с месторождения “Кашаган” пойдут значительные объемы попутного газа, которые можно направить на новые объекты по выработке электроэнергии.
Шевелев объяснил, что строительство АЭС в регионе возможно, поскольку есть специалисты и необходимая инфраструктура. 23 января на расширенном заседании Правительства РК Президент Н. А. Назарбаев поручил “Казатомпрому” проанализировать энергобаланс и в течение полугода внести предложения по месту строительства будущей АЭС.
А уже 5 марта управляющий директор по инновационным “проектам КазАтомПрома” Валерий Шевелев озвучивает предполагаемое место – побережье Каспийского моря, в 10 км от Актау на базе реактора БН-350.
В свою очередь директор неправительственного учреждения “Эко Мангистау” Кирилл Осин считает, что ни кадрового потенциала, ни инфраструктуры в Актау для возведения АЭС нет. Эксперт заявил, что реактор БН-350, на базе которого планируется построить станцию, давно остановлен.
Напомним, что идея о строительстве атомной станции возникла в 2006 году. В октябре этого года создается российско-казахстанское предприятие “Атомные станции”, которое занималось разработкой и продвижением на рынки России, Казахстана и третьих стран атомного реактора с энергоблоками нового типа ВБЭР-300. В то же время начинается разработка технико-экономического обоснования проекта будущей станции по типу ВБЭР-300, государство выделяет 1,4 млн. долларов бюджетных денег. Однако уже в феврале 2009 года Казахстан принимает решение о приостановлении реализации проекта по строительству АЭС в Актау до урегулирования с Россией вопросов передачи интеллектуальной собственности.
При анализе мирового рынка реакторов выяснилось, что промышленного варианта станций по типу ВБЭР-300 на 300 мегаватт еще в мире НЕТ! Такие реакторы относятся к классу реакторов малой и средней мощности. Зарубежные компании, такие как Westinghouse, Areva, General Eleсtric производят реакторы мощностью от 1000 МВт. На сегодняшний день ниша реакторов малой и средней мощности пустует. Поэтому было принято решение разработать совместно с Россией реактор ВБЭР-300 на базе судовой реакторной установки блочного типа. И как заявляет все тот же господин В. Шевелев, станция в Мангистауской области будет построена на базе хорошо зарекомендовавших себя реакторов, которые перейдут в мирный атом с военного применения. Здесь стоит напомнить, что типы реакторов ВБЭР применяются в России на ледоколах и на атомных подводных лодках. Однако мощности там совсем другие.
Возникает вопрос, а не видится ли вам в этих планах “РосАтома” и “КазАтомПрома” стремления апробации нового типа реактора на нас с вами? Ведь в случае успешности проекта, данный вид установок можно будет продавать во всем мире. Да и ниша эта не занята на мировом рынке. Заработать на этом деньги для страны, безусловно, привлекательно, но как житель своего родного города, Я – ПРОТИВ этого ! Установить военный ядерный реактор в мирном городе – это вам не в магазин военного снаряжения сбегать и саперную лопатку купить !
Далее, я хочу обратить внимание читателя, что в 2000 году Казахстан присоединился к Орхусской Конвенции, которая обеспечивает доступ к экологической информации, право на участие в принятии решений и доступ к правосудию по вопросам окружающей среды. И вот, для обеспечения того самого участия в принятии решений в Актау в декабре прошлого года прошли общественные слушания по вопросу строительства АЭС. Тогда общественность горячо выступила против создания АЭС и слушания не состоялись, точнее, ничем не закончились. Позднее на блоге министра охраны окружающей среды появилась запись, что проект предварительной оценки воздействия на окружающую среду был представлен на слушаниях, а затем был передан на экспертизу. При этом говорится, что было получено согласие общественности на размещение атомной станции, получены положительные заключения экспертизы надзорных органов.
Следующий вопрос, который часто звучит от экспертов, это сейсмическая активность в Мангистауском регионе в связи с увеличением добычи углеводородов. В одном из интервью, в 2010 году, господин Тимур Жантикин, ныне глава Агентства РК по атомной энергетике, отметил, что площадка, на которой планируется строительство АЭС, изучается на предмет сейсмической активности, ситуация, мол, благоприятная. На этом фоне странным видится то обстоятельство, что Россия категорически выступает против строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря между Азербайджаном и Туркменией, и в качестве аргумента заявляет о сейсмической опасной зоне. Нет ли здесь политики двойных стандартов?
В качестве аргументов за строительство АЭС мы слышим, что имеется необходимая инфраструктура и кадровый потенциал. Однако мы выражаем свой скепсис по этому поводу. Какая инфраструктура необходима для АЭС? И что у нас уже имеется и, самое главное, в каком состоянии? Прошло уже 40 лет с момента запуска БН-350, и больше 10 лет с момента остановки реактора. Что касается кадров, то в том же интервью Т. Жантикин подтверждает наши сомнения: “К сожалению, сегодня у нас образовался кадровый провал. Те, кто работал в атомной энергетике, уже на пенсии…”. И здесь видится важным озвучить, какой штат необходим для потенциальной АЭС? В каком количестве и какие специалисты? Где их найти?
Теперь о цене вопроса. Сколько будет стоить АЭС в Актау? По разным источникам, цена варьируется от 2 до 4 млрд. долларов. Сюда необходимо прибавить топливную составляющую, а это еще 20-30 млн. долларов ежегодно. И потом, когда станция исчерпает свой ресурс, потребуется еще 300-500 млн. долларов на ее вывод из эксплуатации. Вот такая математика! А где взять эти миллиарды? Правильно, скорее всего, заложить в тариф и в течение 60 лет (срок эксплуатации станции) собирать с потребителей, то есть с нас с вами. При этом некоторые эксперты отмечают, что для решения проблем Актау в электроэнергии и в целом всей Мангистауской области достаточно построить современные парогазовые установки. Тем более, что в ближайшее время с месторождения “Кашаган” пойдут значительные объемы попутного газа, которые можно направить на новые объекты по выработке электроэнергии.
Почему не уделяется внимание альтернативным источникам энергии? Президент страны в “Стратегии-2050” четко обозначил – в разы увеличить объемы получаемой электроэнергии от альтернативных источников энергии. В феврале с визитом в Мангистауской области побывал министр охраны окружающей среды, на встрече обсуждался вопрос о строительстве ветропарка в Тупкараганском районе. Потенциал Мангистау по развитию ветро- и солнечной энергетики большой. Например, в Китае, уже в 2012 году страна получала от ветропарков на 2% энергии больше, чем от АЭС. Германия, принявшая политическое решение о закрытии всех реакторов к 2025-2030 гг., сегодня активно производит замещение атомной энергии на альтернативные источники, при этом не увеличивая закупку газа у России, тем самым поддерживая энергетическую безопасность. Так, может быть, решение о строительстве АЭС в Актау преждевременное? (nomad.su/Энергетика Украины, СНГ, мира)