Последствия сирийского кризиса продолжают сказываться на внутренних и мировых сырьевых рынках. Например, в России экспортная пошлина на нефть с 1 октября вырастет на $15,7 – до $416,4/т. Таковы последствия ценового всплеска в начале сентября. Казалось бы, событие рядовое, нефтецены, как правило, непостоянны. Но в 2014 году правительство планирует внести изменения в налоговый механизм. В частности, экспортная пошлина на нефть, возможно, постепенно понизится на 5%. Однако взамен на ту же величину увеличат ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Эксперты прогнозируют небывалый скачок стоимости бензина – вплоть до евроуровня.

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты – важнейший источник финансирования федерального бюджета. Согласно таможенному тарифу, ставки пошлин ежемесячно рассчитываются Минфином по формуле, установленной правительством. Основа расчетов – усредненные цены на российскую нефть (URALS) в ряде европейских нефтеналивных портов. Пока они зависят исключительно от мировых цен.

Однако Минфин весной этого года предложил снизить в течение ближайших 2-3 лет ставки нефтепошлин на 5%. Но при этом компенсировать бюджетные потери и даже нарастить доходы казны за счет повышения ставок НДПИ. Объяснение простое: на экспорт идет примерно треть добытой нефти. Оставшиеся объемы потребляются внутри России. А значит, как подсчитал замминистра Сергей Шаталов, доходы бюджета вырастут минимум на 20-30 млрд. руб. Что в условиях падения поступлений в казну – то, что нужно. Впрочем, уже тогда инициатива Минфина была встречена неоднозначно.

Тем не менее, в конечном итоге, по информации Шаталова, Минфин уже поддержали на совещаниях у Владимира Путина и Дмитрия Медведева: “На совещании у премьера и на совещании у президента инициатива была принципиально одобрена, но нам необходимо посчитать, к чему это приведет, как это скажется на ценах на моторное топливо”.

Конкретные предложения по графику повышения пошлины и снижению НДПИ будут рассматриваться на ближайшем совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Впрочем, вполне вероятно, что инициатива Минфина будет все же приторможена.

Дело в том, что новый налоговый маневр весьма опасен, поскольку он может спровоцировать рост цен на топливо. Даже по оценке Сергея Шаталова, бензин может подорожать примерно на 60-70 коп. за литр.

Но это только в том случае, если внутренние цены на нефть останутся прежними. Однако у Минфина есть и более далеко идущие планы: в дальнейшем экспортная пошлина должна будет уступить место новому внутреннему налогу, к тому же отличающемуся от НДПИ. В этом случае, как подсчитали эксперты, нефть внутри России может подорожать от 40% до 80%. И тогда бензин подорожает минимум на 14 руб. за литр. Вот тогда и наступит транспортный коллапс.

Вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин дал шокирующий прогноз на будущее. “Если оптовая цена на нефтепродукты поднимется, то ее рост идентично отразится на стоимости топлива в розницу. Иначе быть просто не может”.

По словам эксперта, такими темпами мы сразу выйдем на европейский уровень. “Сегодня литр Аи-95 стоит 33 руб., а будет стоить в районе 50 руб. (при 40%-ном скачке)”, – говорит Небольсин. По его мнению, увеличение экспорта (в результате снижения вывозных пошлин) также может привести к обрушению мировых цен на нефть. “Но и это еще не все. Самым страшным последствием этого решения станет дефицит на внутреннем рынке”, – угрожает Небольсин.

Пока нефтекомпании официально инициативу Минфина не комментируют. Однако нетрудно догадаться, что они скорее разочарованы, нежели довольны. Ведь теперь им будет еще выгоднее экспортировать нефть, чем перерабатывать ее в стране. (Московский Комсомолец/Энергетика Украины, СНГ, мира)