Официальному Вашингтону впору объявлять конкурс на создание памятника сланцевому газу: это топливо оказалось первым на планете, давшим США надежду на полную энергонезависимость. При этом “мимоходом” американцы готовятся перекроить формировавшийся десятилетиями уклад на мировом энергетическом рынке и оставить не у дел Россию.
Последние несколько десятилетий мировая экономика развивалась под лозунгами экономии энергоресурсов ради будущих поколений. Главным аргументом авторов этой идеологии была исчерпаемость полезных ископаемых. Однако с развитием науки и технологий выяснилось, что люди недооценили сырьевой потенциал планеты, а пределы исчерпаемости были значительно отодвинуты. В 2008 г. в США местные энергокомпании смогли наладить добычу газа из сланцевых пород путем бурения длинных горизонтальных скважин совместно с использованием гидроразрывов пласта. Этот метод добычи был удостоен названия “технологический прорыв”, поскольку благодаря ему резко повысилась извлекаемость сланцевого топлива, а разработка стала рентабельной.
Сланцевый бизнес оказался настолько перспективным, что уже год спустя, в 2009 г., на рынке была совершена крупнейшая за последнее десятилетие сделка в нефтегазовой отрасли: американская ExxonMobil потратила около $40 млрд. на покупку концерна XTO Energy, известного сильными позициями в добыче сланцевого газа. За этой сделкой последовало еще несколько таких же, что свидетельствовало о первоочередном желании американских магнатов обогатиться на создании энергетической независимости США. Сейчас уже мало кто сомневается в том, что задуманное они смогут реализовать в полной мере. Сегодня на сланцевый газ приходится 20% от общей добычи газа в США, при этом эксперты ожидают, что в ближайшие годы добыча увеличится в четыре раза.
Благодаря динамично развивающейся добыче в начале 2012 г. цены на газ в Штатах снизились до $2,3 за 1 млн. британских термальных единиц (эквивалент 28,26 м3), что является абсолютным минимумом с 2002 г.
Наравне с полученным экономическим эффектом у американцев появился повод потешить свое самолюбие, ведь сейчас их страна возглавляет список мировых лидеров по добыче газа и опережает в этой сфере Россию.
Осознание главного преимущества альтернативного энергоносителя пришло к Вашингтону совсем недавно, когда он переключился с подсчетов экономической выгоды от его добычи на изучение влияния “сланцевой альтернативы” на энергетическую расстановку сил в мире. Толчком к этому послужила рыночная экономика: бум в сфере добычи сланцевого газа в США обвалил цены на голубое топливо на внутреннем рынке, что заставило его ресурсовладельцев начать экспорт в Европу и Азию. Таким образом США, экономика которых должна была стать главным потребителем российского сжиженного природного газа, сами стали конкурировать с “Газпромом” на целевых рынках, таких как Япония, Китай и Индия.
Москва к этому удару оказалась не готова совершенно. Еще в 2009 г. “Газпром” заявлял о готовности работать на рынке сжиженного газа Штатов, планируя получить под свой контроль его часть в размере 10%. Понятно, что достигнуть поставленной цели не удалось. Потом низкие цены на голубое топливо в США заставили “Газпром” продавать около 7% газа в Европу по спотовым ценам, которые почти всегда ниже стоимости этого ресурса, отпускающегося по долгосрочным контрактам российского монополиста.
Не увенчалась успехом организованная Москвой кампания по дискредитации добычи сланцевого газа, призванная остановить распространение этой технологии в Европе. Удалось добиться лишь локального успеха – в 2011 г. сенат Франции проголосовал за запрет метода гидравлического разрыва (применяемого при добыче сланцевого газа). Но в дальнейшем никто из европейцев эту эстафету не подхватил, а суровая экологическая политика ЕС оказалась мифом. Убедиться в этом можно, если проследить цепь событий, последовавших за американским сланцевым бумом. Так, под давлением добычи “альтернативки” внутренние цены на газ в США обвалились, что заставило местных производителей электроэнергии переключиться на его использование в ущерб ставшему более дорогим углю. Из-за этого добытчики черного золота оказались не удел, но их бизнес тут же пошел на поправку благодаря увеличению количества заявок на уголь из Европы, где он в разы дешевле газа. То есть европейцев отнюдь не смутила перспектива нарастить объемы использования самого грязного топлива в целях экономии. Очевидно, будет Европа развивать и нишу сланцевого газа. И первыми по этому пути пойдут страны, обнаружившие наибольшие объемы альтернативного топлива, в частности Германия, обладающая крупнейшими в ЕС запасами сланцевого газа – 2,3 трлн. куб. м.
Развитие рынка сланцевого газа в Европе грозит России большими потрясениями. Дело не только в том, что организованная американцами экспортная конкуренция, снижая цены на голубое топливо, автоматически делает экономически нецелесообразным инвестирование в новые сложные месторождения РФ. Самое главное, что появление на рынке новой экономической ценности – сланцевого газа – ставит под вопрос справедливость привязки долгосрочных российско-европейских газовых контрактов к ценам на нефть. А это разрушает всю экономику “Газпрома”.
К новой реальности следует готовиться и нефтяным компаниям. Согласно расчетам за счет разработки сланцевых месторождений США уже к 2020 г. выйдут на первое место в мире по добыче нефти, обогнав и Россию, и Саудовскую Аравию. Смена лидера неизбежно приведет к падению мировых котировок, поэтому даже при сохранении привязки стоимости трубопроводного газа к нефти “Газпром” окажется в убытке.
Осознав, что добыча сланцевого газа серьезно перекроит мировую структуру рынка углеводородов, облеченные властью персоны уже не стесняются демонстрировать свои эмоции на публике. Так, буквально на днях саудовский принц аль Валид ибн Талал заявил, что сланцевая революция в США угрожает экономике Саудовской Аравии, не уточнив, какие шаги его страна предпримет для стабилизации ситуации. С другой стороны, дальнейшее развитие событий прогнозируемо и без глубокой аналитики. Вслед за США сланцевую революцию поддержал Китай – по прогнозам его Государственного совета, ежегодная добыча сланцевого газа внутри страны составит 60 млрд. куб. м к 2020 г. Это означает, что государства, занимающие лидирующие позиции в добыче традиционных энергоресурсов, доживают в своем нынешнем статусе последние годы.
По оценкам Геологического агентства США, технически извлекаемые запасы сланцевого газа в Украине одни из крупнейших в мире – порядка 2,5 трлн. куб. м. В этом контексте наша страна как никакая другая заинтересована в разработке альтернативного ископаемого. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В 2011 г. Кабмин причислил сланцевый газ к ископаемым общегосударственного значения. При этом к разработке вмещающей сланец Юзовской площади (Харьковская и Донецкая обл.) уже привлечен мировой гигант Shell, а к эксплуатации Олесской площади (Львовская и Ивано-Франковская обл.) – Chevron.
Таким образом, сейчас у Украины имеются все шансы, чтобы свершить собственную сланцевую революцию. Тем более что есть возможность перенять опыт добычи у нашего соседа – Польши, первой в Европе в 2011 г. начавшей технологическое производство сланцевого газа. К слову, опыт поляков показывает, что себестоимость добычи сланца может составлять порядка $150/тыс. куб. м.
Если в течение ближайшей пятилетки Киев начнет промышленную добычу, с 2018 г. следует ожидать серьезного снижения давления на госбюджет. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)