Россия и Казахстан до сих пор не смогли договориться о механизме обмена нефтью, который должен заработать уже с 2014 г. В результате бюджет России может недосчитаться в 2014 г. около 70 млрд. руб. экспортной пошлины, пишет 25 октября российская газет “КоммерсантЪ”, на которую ссылается ИА Новости-Казахстан.

По данным “Ъ”, проблема в “Роснефти”, которая хочет, чтобы часть пошлин вносила казахстанская сторона.

Финальный документ о механизме обмена нефтью между Россией и Казахстаном, который должен заработать с 1 января 2014 г., пока не подписан, сообщили “Ъ” источники, близкие к правительству, и подтвердили в Минэнерго. Соглашение между правительствами двух стран о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти было ратифицировано несколько месяцев назад. Принятие окончательной схемы затягивается из-за нерешенного вопроса об экспортных пошлинах в размере около 70 млрд. руб. в год, которые должен получить российский бюджет в 2014-2016 гг., говорит один из собеседников “Ъ”. По его словам, пока не ясно, кто и на какой правовой основе будет платить эти деньги.

Российско-казахское соглашение предусматривает, что нефть из России транспортируется в Казахстан в обмен на обратные поставки нефтепродуктов. Но в 2012 г. стороны договорились о реализации другой схемы: “нефть в обмен на нефть” – такое соглашение было ратифицировано Астаной в апреле и Москвой в июле этого года. Это соглашение должно было компенсировать выпадающие доходы российского бюджета при беспошлинных поставках в рамках Таможенного союза (ТС).

Сначала предполагалось, что “Роснефть” будет поставлять 7 млн. т нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане, а казахстанская нефть с месторождений Каспия в том же объеме будет поступать в направлении “самарской группы” НПЗ компании. “Роснефть” обязывалась экспортировать 7 млн. т нефти в западном направлении из балтийских портов Приморск и Усть-Луга и платить с них экспортную пошлину.

Но в июне “Роснефть” заключила с CNPC контракт по поставкам в Китай дополнительных объемов нефти (всего в течение 25 лет – 360 млн. т), и вариант с обратными поставками был окончательно отброшен, говорит один из собеседников “Ъ”. По основному направлению экспорта (отводу от нефтепровода ВСТО Сковородино-Мохэ) может быть поставлено не более 318 млн. т. В межправсоглашении, подписанном сторонами в марте, предполагались другие маршруты, которые должны были обеспечить сырьем заводы на северо-западе КНР.

Сейчас рассматривается такая схема поставок: “Роснефть” направляет 7 млн. т нефти на Павлодарский НПЗ, а тот же объем казахской нефти идет по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу в Китай. “Но остается вопрос наполнения бюджета: использование российской нефти можно трактовать как реэкспорт, из-за чего Россия может понести значительные потери”, – говорит собеседник “Ъ” в одном из ведомств. В “Роснефти” подтверждают, что стороны находятся в процессе переговоров и схема поставок пока не определена.

В конце сентября замминистра финансов Сергей Шаталов заявлял, что существует вероятность, что “Роснефть” будет платить пошлину за все семь миллионов т, поставляемых ею в Казахстан, как если бы они шли непосредственно в Китай через ВСТО. Но, по словам источника “Ъ”, знакомого с ходом российско-казахских переговоров, сама “Роснефть” с таким вариантом не согласна и требует от Казахстана разделить с ней обязательства по заполнению российского бюджета. “Она аргументирует свою позицию тем, что казахстанские месторождения, нефть с которых могла бы пойти на Павлодарский НПЗ, находятся от него слишком далеко, поэтому транспортировка туда ухудшила бы экономику проекта”, – говорит собеседник “Ъ”.

Опрошенные “Ъ” юристы, специализирующиеся на таможенном праве, не смогли ответить на вопрос, есть ли в действующем законодательстве ТС правовой механизм, позволяющий требовать от “Роснефти” выплаты таможенной пошлины при поставках в Казахстан. (Forbes.kz/Энергетика Украины, СНГ, мира)