“Газпром” получил новые возможности на европейском рынке газа в рамках либерализации газотранспортной системы ЕС. Об этом пишет начальник подразделения по вопросам регулирования рынка Gazprom Marketing & Trading Алекс Барнс в журнале “Газпром”.
Новые правила закреплены в Третьем энергетическом пакете ЕС, который был принят в 2009 г. и вступил в силу в 2011 г. Однако потребовалось время, чтобы адаптировать национальные законодательства стран ЕС к общему правилу союза.
По мнению Барнса, изменения в порядке резервирования мощностей транспортной системы позволят “Газпрому” оптимизировать затраты и получить дополнительные доходы.
Согласно новым правилам, мощности больше не продаются в соответствии со схемой “от пункта А до пункта Б” /например, от границы до электростанции/, теперь будет работать система “на входе/выходе”. То есть сначала газ должен попасть на торговую площадку, и компании резервируют мощности “на входе”, а также мощности “на выходе”, чтобы осуществить поставку газа потребителю /электростанциям, муниципальным предприятиям, крупным производствам/.
Поэтому доступ “Газпрома” на европейский рынок расширится, считает глава подразделения. Раньше российская компания зависела от продаж нескольким крупным клиентам, которые, в свою очередь, продавали газ конечным газораспределительным компаниям и конечным пользователям. “Газпром” не мог получить доступ к этим клиентам, потому что не мог забронировать мощности, необходимые для поставки газа им напрямую. При новой системе, организованной по принципу “вход-выход” и основанной на газораспределительных хабах, российская компания может бронировать входные мощности, посредством которых получает доступ к газораспределительным узлам, а уже от них может получить доступ ко всем клиентам на этом рынке – от электростанций и распределительных компаний до мелких потребителей, таких как магазины и домохозяйства.
В частности, “Газпрому” станет легче самостоятельно поставлять газ на электростанции, что важно, так как она активно выходит на рынок электрогенерации, отметил Барнс.
Новые правила дают российской монополии большие возможности по оптимизации транспортных расходов. Ранее крупные игроки резервировали мощности с учетом пиковых показателей, а это означало, что на протяжении большей части года зарезервированные и оплаченные мощности не использовались. По новым правилам “Газпром” может зарезервировать больше мощностей на зимние месяцы, когда спрос, вероятно, будет высоким, и меньше – летом.
Новые рыночные механизмы и спотовые рынки дают больше гибкости и маневра для поставок газа в регионы, где повышается цена на газ. Однако выгоду из такой ситуации извлекут те компании, у которых есть газ и которые способны реагировать на изменения спроса. “Газпром”, имеющий доступ к богатым запасам газа в хранилищах и владеющий магистральными трубопроводами, которые могут увеличивать свою пропускную способность, находится в идеальном положении для получения дополнительной прибыли, считает он. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины, СНГ, мира)