С наступлением осенних холодов деградировавшая энергетика страны не способна удовлетворять растущий спрос на электричество. Резкое повышение нагрузки приводит к частым авариям в сетях. В регионах участились жалобы потребителей на длительные аварийные отключения. Главные причины – низкое качество сетевого хозяйства и поборы с новых потребителей, достигшие за годы независимости астрономических величин.

Денег на восстановление локальных энергосетей нет, утверждают энергетики. Они объясняют это низким тарифом на услуги облэнерго. В структуре оптовой рыночной цены электроэнергии доля финансирования облэнерго составляет всего 11%, тогда как в Европе расходы на поставку втрое больше – 30-35%.

Выход из тупика энергетики видят во внедрении системы стимулирующего тарифообразования. Девять облэнерго – “Херсон-“, “Киев-“, “Кировоград-“, “Днепр-“, “Львов-“, “Винница-“, “Запорожьеоблэнерго”, “Сервис-инвест-“, “ДТЭК Крымэнерго” – подали заявки в НКРЭ с надеждой на положительный исход с начала 2014 г.

Они пообещали в течение 15 лет в обмен на фиксированный тариф с гарантированной доходностью улучшить качество электроснабжения и обслуживания населения, якобы не повышая тариф для потребителей.

“Попытки создать методологию по внедрению системы стимулирующего тарифообразования были еще в 2000 г. Украина была первой в этом вопросе, а теперь оказалась последней”, – говорит бывший член НКРЭ Юрий Кияшко.

В обмен на обещанные преференции НКРЭ обяжет облэнерго обеспечить стопроцентные платежи в ГП “Энергорынок”, улучшить качество услуг, инвестировать в модернизацию распределительных сетей.

Регулятор считает, что уровень доходности облэнерго не должен превышать 5%. Если эти требования не будут выполнены, НКРЭ начнет облэнерго штрафовать.

Ждать качественного обслуживания потребителям придется долго, ведь стагнация отрасли достигла угрожающих масштабов.

В первую очередь предстоит устранить перекрестное субсидирование в энергетике, объемы которого в 2013 г. бьют все рекорды – почти 40 млрд. грн. Уровень платежей упал до 94%, чего в Украине не было уже более двенадцати лет. Людям просто нечем платить за некачественные услуги.

Сами же энергетики предпочитают не упоминать о поражающих масштабах коррупционной составляющей. Она измеряется десятками миллиардов гривен в год. Энергетики собирают эти деньги как плату за подключение к энергосети новых потребителей и направляют их не на модернизацию, а в свой карман.

НКРЭ подготовила проект постановления, по которому обычный украинец после “улучшения качества энергоснабжения”, то есть через 15 лет, будет сидеть без света не 259 минут в год, как сейчас, а 70 – в селе и 40 – в городе.

Горожане обеспечены несколькими резервными линиями питания, а в селе – одной, и там аварии случаются регулярно. С уверенностью можно утверждать, что статистика грешит огромной неточностью, ведь даже рядом с Киевом жители сел часто бывают без света по три-четыре часа в день, а иногда и по трое суток.

Цифру 259 стоит умножить как минимум на 500, и тогда будут корректные показатели. В то же время энергоснабжающие компании не отвечают за потери, причиненные частыми отключениями потребителей.

Если аварии в сетях зимой не устраняются за несколько дней, у потребителей отключаются газовые и электрические котлы, от замерзания лопаются отопительные системы. Потери измеряются миллиардами грн. в год, и при этом нет никакой ответственности со стороны виновных.

Темпы деградации локальных сетей с каждым годом усиливаются, надежность энергоснабжения городов и сел резко ухудшается. Масштабы общенациональной проблемы демонстрируют несколько цифр.

Локальные распределительные сети насчитывают 1 млн. км воздушных и кабельных линий и 200 тыс. трансформаторных подстанций. Пятая часть сетей и подстанций в этом сегменте подлежит немедленной замене.

Стагнация приводит к росту “технологических расходов” при доставке тока. Попытки исправить ситуацию были, однако никто во власти не попытался повернуть русло коррумпированных миллиардов в нужное направление.

Еще в 2000 г. НКРЭ внедрила систему сбора средств за счет надбавки к тарифу для каждого облэнерго с целью реализации инвестиционных программ.

Деньги шли на борьбу с потерями в сетях, организацию учета потребления, а высвободившиеся средства за счет сокращения потерь должны были направляться на обновление оборудования локальных сетей.

Между тем потери в сетях остаются катастрофическими – 12%, тогда как в европейских странах они не превышают 7%. Часто под потерями скрывают воровство тока для “карманных” предприятий. О модернизации речь не идет. В год в стране строится всего 2-3 тыс. км энергосетей.

Согласно обновленной Энергетической стратегии Украины до 2030 г., в развитие локальных сетей нужно инвестировать 134 млрд. грн. Ежегодные вложения должны составлять 7 млрд. грн. При этом в 2013 г. общая стоимость реализуемых программ в секторе составила всего 4,8 млрд. грн.

Где взять деньги, если тариф для потребителей обещают не повышать? Вполне очевидно, что их найдут за счет “либерализации энергорынка” согласно новому закону: “Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины”.

При переходе к либеральной модели власти пообещали не повышать тарифы для населения. Компенсировать экономически необоснованный тариф будет запланированный к созданию Фонд распределения стоимостного баланса. Его учредителем станет Кабмин, а наполнять будут за счет денег госпредприятий НАЭК “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”. Сегодня средств у них нет, поскольку комиссия установила для них тариф 22 коп. за кВт/час. По данным источников ЭП, с внедрением новой модели тариф для атомщиков взлетит до 71 коп. за кВт/час.

Это сделает атомную энергетику неконкурентоспособной, зато найдутся деньги на реабилитацию других видов генерации. Будет компенсирован завышенный тариф для альтернативной энергетики, которую продают в рынок по 5 грн. за кВт/час.

Что произойдет с атомной энергетикой, спрогнозировать несложно: эта наукоемкая высокотехнологичная отрасль вряд ли выживет. А тариф для населения и промышленности, безусловно, увеличится в четыре-пять раз – до 1 грн. и выше. Понятно, что это случится не ранее 2015 г.

Между тем, есть весомый источник инвестиций для реабилитации сетевого хозяйства – коррупционная составляющая. Это доходы, получаемые за счет подключения к сетям новых потребителей. С 2013 г. подключением занимаются не посредники, как было ранее, а сами облэнерго.

Ежегодно они собирают с новых потребителей миллиарды грн.. В Бориспольском районном подразделении “Киевоблэнерго” коллега автора в октябре заплатила за подключение частного дома – мощность 7 кВт, котел электрический – 14 тыс. гр. плюс 5 тыс. грн. за проект заземления.

Все сроки истекли, а воз и ныне там. В доме 10 градусов тепла, а что будет, когда грянут морозы? Коллега не может понять, почему после такой огромной платы ее продолжают гонять по кругу. Хотя догадаться несложно.

Безусловно, источником инвестиций в сетевое хозяйство должны стать средства потенциальных потребителей, желающих подключиться к энергосетям.

Сейчас эти деньги поступают на счета облэнерго, хотя ранее они массово выводились путем хорошо отлаженных коррупционных схем. Вот только кто защитит потенциальных пользователей электричества от вымогательства?

Проблемы с присоединением к сетям есть не только у бытовых потребителей, но и у промышленных предприятий, представителей малого бизнеса. Часто облэнерго выставляют заказчику ничем не обоснованные требования, выполнение которых стоит сотни тыс. грн., а иногда и миллионы.

Облэнерго за счет одних потребителей создают избыточные мощности, что позволяет им впоследствии подключать к ним других пользователей, но уже по более низкой цене. Разница ложится в личный карман руководства облэнерго.

В результате проигрывает энергетика. Она теряет значительные суммы, которые могли бы работать на ее развитие. При этом людям в Украине часто приходится жить, как в каменном веке: при свечах и без элементарных удобств.

Парадокс в том, что это происходит в стране с огромным избытком генерирующих мощностей, простаивающих из-за износа электрических сетей. Процветающая коррупция лишь усиливает их деградацию. И самое страшное – нет виновных. (Економична правда/Энергетика Украины, СНГ, мира)