Запасы полезных ископаемых в России за 2007-2012 гг. уменьшились по 62 из 146 (или 42%) видам ресурсов. Об этом говорится в сообщении Счетной палаты (СП) РФ, представившей результаты проверки состояния минерально-сырьевой базы и эффективности недропользования.
При этом за указанный период прирост запасов был получен по 38 из 146 видов полезных ископаемых (26%), а воспроизводство – по 27 видам (18,5%).
В СП отмечают, что минерально-сырьевая база России в целом в проверяемый период развивалась в соответствии с долгосрочной госпрограммой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Расходы федерального бюджета на геологоразведочные работы в проверяемом периоде росли с 19,9 млрд. руб. в 2007 г. до 27,1 млрд. руб. в 2012 г. и составили в совокупности более 122 млрд. руб. Сами компании-недропользователи потратили на эти работы более 1,07 трлн. руб.
Однако значительный удельный вес прироста запасов обеспечен за счет доразведки разрабатываемых месторождений и их переоценки, производимой в основном крупными добывающими компаниями, которые имеют значительные запасы полезных ископаемых.
Как сообщил на коллегии ведомства аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, суммарный объем разовых платежей за пользование недрами, поступивших в федеральный бюджет по итогам аукционов (конкурсов) в 2007-2012 гг., составил 304,8 млрд. руб. и имел тенденцию к снижению в ежегодном разрезе.
По его словам, основной причиной большинства несостоявшихся аукционов и конкурсов является ухудшение качества выставляемых на аукционы (конкурсы) участков недр, вследствие исчерпания поискового задела, а также расположение ряда участков недр в слабо освоенных районах с неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой.
В качестве других причин СП называет недостаточный уровень организации проведения аукционов, а также невыполнение территориальными органами Роснедр своих полномочий.
“В результате не состоялось 53% от запланированных аукционов, что обусловило значительное снижение объемов поступления доходов федерального бюджета по данному коду бюджетной классификации”, – отметил Б. Жамбалнимбуев.
На коллегии также отмечалось, что воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета осуществляется без учета потребности экономики в минеральном сырье (кроме ТЭК). Так, к примеру, при наличии в России запасов редких и редкоземельных металлов потребность в них обеспечивалась за счет импорта. (РосБизнесКонсалтинг/Энергетика Украины, СНГ, мира)