“Газпром” почти в полтора раза повысил оценку стоимости одной из крупнейших своих строек – проекта “Южный коридор”, необходимого для подачи газа в газопровод South Stream, задача которого – снизить зависимость России от транзита через Украину. Теперь проект оценивается почти в $22,6 млрд. В “Газпроме” не готовы объяснить, почему смета проекта в условиях замедления инфляции и стагнации цен на трубы подскочила на $7 млрд. Повышение стоимости проекта может увеличить сроки его реализации.
Расширение единой системы газоснабжения для поставок газа в Европу по трубопроводу South Stream – проект “Южный коридор” – обойдется “Газпрому” на 45% дороже, чем ожидалось еще в январе. В материалах инвестпрограммы “Газпрома” на 2013 г. стоимость проекта теперь оценивается в 738,5 млрд. руб. ($22,6 млрд., в ценах на начало 2012 г.), тогда как согласно проведенной в январе оценке она составляла 509,6 млрд. руб. Основные технические характеристики проекта не изменились.
“Южный коридор” – проект расширения единой системы газоснабжения для подачи ямальского газа в South Stream. Он должен стать вторым после Nord Stream трубопроводом, который позволит снизить зависимость экспорта российского газа от транзита через Украину. Проектная мощность трубопровода – 63 млрд. куб. м в год, длина – 2,5 тыс. км, 10 компрессорных станций, диаметр трубы – 1400 мм. Работы по прокладке первой очереди начались в 2011 г., пуск запланирован на 2017 г.
В “Газпроме” причины столь существенного увеличения сметы не комментируют. По данным Росстата, стоимость строительно-монтажных работ в 2010-2012 гг. росла примерно на 9% ежегодно, а стоимость конечных объектов показывала даже меньший прирост (6,9% в 2012 г.). Цены на трубы большого диаметра, которые используются при строительстве магистральных газопроводов, в последний год стагнируют, а по некоторым сегментам – снижаются, говорит аналитик “Ренессанс Капитала” Борис Красноженов.
Большинство опрошенных “Ъ” аналитиков затруднились назвать возможные причины роста сметы проекта. Возможно, первоначальная оценка “Газпрома” оказалась заниженной, поскольку компания столкнулась с технологическими сложностями при прокладке первой очереди, предполагает Сергей Вахрамеев из “Анкоринвеста”. Высокие затраты на “Южный коридор” невозможно оправдать климатическими, географическими и ландшафтными особенностями, не соглашается глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его мнению, резкое увеличение сметы можно объяснить “только заботой о повышении доходов подрядчиков и посредников”.
По словам Андрея Полищука из Raiffeisenbank, увеличение затратной части строительства газопровода может привести к более позднему введению его в эксплуатацию. Первую линию могут пустить не в 2015 г., а в 2016 г., отмечает эксперт. А запуск газопровода на полную мощность может произойти на два-три года позже, чем ожидалось, отмечает глава альянса “Новая энергия Украины” Валерий Боровик.
Украина возобновила активные переговоры о снижении стоимости российского газа…
Полищук считает, что теперь “Газпрому” нужно будет найти дополнительное финансирование на пуск проекта. При этом ранее у компании уже были сложности с привлечением $15,4 млрд. В сентябре стало известно, что “Газпром” получит лишь треть денег, которые он просил предоставить за счет пенсионных накоплений на расширение российской газотранспортной системы для загрузки газопровода South Stream.
Валерий Боровик говорит, что строительство трубопровода будут замедлять и проблемы с Еврокомиссией. После того как под угрозой осложнения отношений с Россией Украина заморозила подписание договора об ассоциации с ЕС, а “Газпром” приступил к строительству газопровода South Stream на фоне туманных перспектив европейского “Южного коридора”, Еврокомиссия впервые начала открытую борьбу с российским проектом. Она назвала незаконными соглашения, подписанные Москвой со странами, через которые должен пройти South Stream, и пригрозила, что даже если газопровод будет построен, использовать его не удастся.
Еврокомиссию не устраивают условия, противоречащие Третьему энергопакету ЕС. Во-первых, “Газпром” будет основным владельцем как трубопровода, так и поставляемого газа вопреки принципу разделения собственников по сферам деятельности. Во-вторых, ряд соглашений не гарантируют доступа к трубе других поставщиков газа. В-третьих, тарифы на прокачку будет устанавливать “Газпром”. Согласно Третьему энергопакету, у трубопровода должен быть независимый оператор, который устанавливает тарифы на уровне экономической эффективности после консультаций с регулятором. “Теперь “Газпрому” и странам, которые строят South Stream, необходимо переписывать все договоры, что вместе с удорожанием проекта и проблемами с поиском финансирования может привести к отсрочке пуска газопровода на полную мощность на два-три года”, – говорит Валерий Боровик.
Официально в украинском Минэнерго удорожание проекта “Южного коридора” не комментируют. Однако источник “Ъ” в министерстве отмечает, что затягивание реализации South Stream повышает шансы Украины договориться о создании газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС на более выгодных для страны условиях. В частности, Украина рассчитывает на гарантии загрузки газотранспортной системы в объеме не менее 90 млрд. куб. м в год, тогда как “Газпром” может предоставить гарантии прокачки не более 60 млрд. куб. м в год. На фоне приостановки евроинтеграции Украина возобновила активные переговоры о снижении стоимости российского газа и создании консорциума по управлению ГТС. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)