Госдума и производители нефтегазового оборудования для шельфа предлагают создать национальный интегратор, который управлял бы шельфовыми проектами в интересах российских участников рынка и экономики страны в целом.

Эта рекомендация содержится в проекте протокола по итогам заседания консультативного совета при комитете по энергетике Госдумы РФ по расширению доли российского участия в шельфовых проектах. Депутаты и участники рынка освоения шельфа сочли необходимым разработать федеральную программу по созданию отечественного технико-технологического комплекса для разведки, разработки, строительства и эксплуатации шельфовых месторождений. И предложили поручить ее выполнение национальному интегратору по освоению шельфа.

Мнения о том, каким быть интегратору, разделились. Глава комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев считает, что системный интегратор целесообразно создать в виде рабочей группы при президентской комиссии по ТЭКу. Тогда решения структуры будут иметь полноценный вес, при этом ее задачи и полномочия не будут пересекаться и конфликтовать с компетенциями профильных ведомств, таких как Минприроды и Минэнерго. В работе комиссии по ТЭКу при президенте РФ принимают участие как главы компаний-недропользователей, так и ведущие эксперты. Собирается она несколько раз в год.

По словам главы Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина, интегратору достаточно быть полноценной коммерческой структурой с финансированием со стороны компаний-недропользователей. Для этого следует расширить действующий консорциум, куда входят “Роснефть”, “Совкомфлот” и Газпромбанк, дополнив его машиностроительными заводами и предприятиями оборонного комплекса, выпускающими профильное российское оборудование для нефтегазового комплекса. Подчинить интегратор участники обсуждения предлагают напрямую президенту страны или же вице-премьеру, курирующему ВПК, – Дмитрию Рогозину.

“Роснефть”, которая в целом одобряет появление федеральной целевой программы по разработке шельфа, против создания интегратора. В присланных вице-президентом “Роснефти” Ларисой Каландой на имя председателя комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева замечаниях госкомпании говорится: “Создание национального интегратора потребует перераспределения лицензий и приведет к прекращению сотрудничества с иностранными партнерами и к коллапсу освоения шельфа на неопределенное время”.

При этом сомнения “Роснефти” вполне оправданны: пока абсолютно непонятны функции и вес предлагаемой структуры.

– Если она будет указывать, где и когда бурить скважину, а также принудительно навяжет закупки профильного оборудования только из страны его происхождения, это действительно может серьезно отразиться на сроках и качестве освоения нефтегазовых ресурсов Арктики, – полагает источник “Известий” в “Роснефти”.

“Газпром” свое мнение о шельфовых инициативах Госдумы и российских производителей оборудования так и не высказал. Но, по словам источника в компании, интегратор может стать действительно весомой структурой лишь в том случае, если инициатива его создания будет идти с самого верха, а руководителем назначат весомую политическую фигуру, например Дмитрия Рогозина.

– Пока компания работает в текущих законодательных условиях, которые ее вполне устраивают, – высказал мнение сотрудник “Газпрома”.

Официальные представители “Роснефти” и “Газпрома” ситуацию не комментируют.

– Несомненно, системный интегратор по шельфовым проектам необходим, поскольку сейчас за такие проекты отвечает множество ведомств, а единого центра принятия решений нет, – считает глава комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев.

По мнению вице-президента Российского союза нефтегазостроителей Владимира Дробязко, госпрограмма по освоению шельфа и единый российский интегратор, который будет отвечать за ее реализацию, в том числе за распределение заказов на строительство платформ, создание технологий внутри страны, – обязательное условие для того, чтобы российская машиностроительная промышленность развивалась, а не стагнировала.

– А пока мы ходим по кругу: без опыта производства профильного оборудования заказывать его у заводов госкомпании не хотят. А где еще приобрести этот опыт, как ни в процессе выполнения таких заказов?

Владимир Дробязко считает, что инициативы предложены в целях защиты интересов российской промышленности и экономики страны.

– Если мы сейчас будем тратить бюджетные средства на покупку западной техники для шельфа, то поставим себя в зависимость от зарубежных конкурентов и не сможем создать собственных технологий по освоению шельфа. В первую очередь обязательны госпрограмма по освоению шельфа и единый российский интегратор, который будет отвечать за ее реализацию, в том числе за распределение заказов на строительство платформ, создание технологий внутри страны, – говорит Владимир Дробязко.

Гендиректор ООО “НГК-Технологии” Валерий Эпштейн полагает, что системный интегратор нужен для защиты интересов российских подрядчиков, однако и позицию заказчиков он должен учитывать.

– Недостаточно, чтобы оборудование для шельфа было российским: его качество должно коррелировать с ценой. А для этого нужно выстраивать взаимодействие между заказчиком и подрядчиком, причем эффективнее это делать через государство, поскольку сами коммерческие компании идут по пути наименьшего сопротивления: им проще купить уже проверенное оборудование за рубежом. В тендерных требованиях даже содержится пункт, что у подрядчика должен быть опыт работы на шельфе. А как его получить, если заказов нет? Если бы сами госкомпании занимались продвижением интересов российских поставщиков, тогда можно было бы не создавать интегратор. Но они этим не занимаются, поэтому без господдержки нам не обойтись. (Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)