Одесский НПЗ может заработать на зарубежных продажах неликвидного в Украине продукта до $60 млн. в год. На прошлой неделе группа «ВЕТЭК» Сергея Курченко подписала договора на поставку темных нефтепродуктов, производимых на подконтрольном ей Одесском НПЗ, с двумя глобальными трейдерами – Vitol и Trafigura.
Какую-либо конкретику по данным контрактам в компании Курченко не раскрывают. Здесь лишь утверждают, что эти соглашения “позволят повысить производство на заводе”. Эксперты соглашаются – такое сотрудничество позволит владельцу Одесского нефтеперерабатывающего завода (ОНПЗ) решить сразу несколько коммерческих задач.
Проектная мощность ОНПЗ позволяет перерабатывать ежегодно около 2,8 млн. т сырой нефти сорта Urals. При глубине переработки в 51% около половины получаемой продукции составляют именно темные нефтепродукты, которые не приносят ощутимого дохода владельцу завода.
“Эти позиции в сбыте любого НПЗ убыточны. Продажи бензина, дизельного топлива (светлые нефтепродукты) намного более ликвидны”, – говорит директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн.
“Одесский завод способен из 200-235 тыс. т нефти получать около 50-60 тыс. т вакуумного газойля и примерно столько же мазута в месяц”, – конкретизирует аналитик компании UPECO Александр Сиренко.
Оба этих продукта, фигурирующих в указанных контрактах, выходят в результате перегонки сырой нефти при выпуске бензина и дизельного топлива. Причем газойль может использоваться для получения определенных светлых нефтепродуктов. Но потреблять его с этой целью могут только современные НПЗ, где степень переработки нефти достигает 90% и выше.
“В Украине существует только одно предприятие, способное использовать газойль таким образом – Кременчугский НПЗ”, – утверждает аналитик UPECO.
Что касается мазута, то его внутреннее потребление – в качестве топлива на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ) – в последнее время заметно снижается.
По данным Госстата, в 2013 г. потребление мазута в Украине сократилось на 37,5% в сравнении с 2012 г., до 191,5 тыс. т.
В Минэнергоугля такой отрицательный тренд прошлой осенью объясняли высокой стоимостью мазута и переходом части ТЭЦ на более дешевый уголь. Всего же в минувшем году украинские НПЗ, по данным отраслевого министерства, произвели 600 тыс. т мазута.
Как видно, ни газойль, ни мазут назвать ликвидными позициями на украинском рынке нельзя. Но рынки сбыта для них все же существуют.
Отвечая на запрос издания «Дело», в компании Trafigura заключение сделки с ОНПЗ пояснили тем, что в Европе с осени прошедшего года наблюдается нехватка мазута, вызванная сокращением поставок из Азии.
Хотя и в этой компании ни объемы закупки сырья, ни стоимость соответствующего контракта с ВЕТЭК не указали, сославшись на коммерческую тайну.
По мнению руководителя “А-95”, закупка мазута Одесского НПЗ по данному контракту будет осуществляться по формульной цене, при которой за базис берется котировка продукта в Средиземноморье и применяется скидка или премия.
Согласно данным Platts, стоимость высокосернистого мазута на европейских рынках в середине января 2014 г. составляла $3,16 за галлон (1 т = 276,62 галлона). При этом премия на поставку партии составляет $1,5/т.
По оценкам Куюна, контракт с Trafigura позволит группе Курченко заработать около 60 млн долларов в год при условии, что сделка подразумевает выкуп всего объема мазута при полной загрузке ОНПЗ.
Просчитать сумму контракта ВЕТЭК с Vitol – на поставку вакуумного газойля – эксперты не берутся. Хотя и говорят, что он не менее выгоден, чем в случае с зарубежными поставками мазута.
“Обе сделки для компании Курченко весьма выгодны финансово. Однако играет роль и имиджевая составляющая – работать с крупнейшими нефтетрейдерами мира считается хорошим тоном”, – обобщает Сергей Куюн значение для ВЕТЭК контрактов, подписанных с Vitol и Trafigura. (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)