Китай может стать новым очагом глобальной сланцевой революции. Как сообщает DW, для этого есть все предпосылки. По мнению ученых, крупнейшими в мире запасами нетрадиционного и, в частности, сланцевого газа обладает именно КНР. Эксперты Управления энергетической информации США (EIA) исходят из того, что китайские месторождения по своим размерам превышают американские минимум на 50%.
Освоение нетрадиционных месторождений газа стало одним из приоритетных направлений развития китайской энергетики уже в нынешней, 12-й пятилетке (2011-2015 гг.). Власти КНР стремятся снизить чрезмерную зависимость национальной энергетики от сильно загрязняющего окружающую среду угля. При этом они делают ставку, в частности, на природный газ. Его доля в структуре энергопотребления за пять лет должна удвоиться.
Пока речь идет преимущественно о традиционно добываемом голубом топливе. Тем не менее в 2013 г. объемы добычи сланцевого газа увеличились по сравнению с 2012 г. в 7 раз, хотя и с весьма низкого уровня. До конца пятилетки в 2015 г. Китай намерен довести производство нетрадиционного газа до 6,5 млрд. куб. м.
Однако подлинный рывок должен произойти уже в следующей пятилетке. В 2020 г. ежегодные объемы добычи, по предварительным планам Пекина, могут составить порядка 100 млрд. куб. м. Правда, США уже сейчас добывают примерно в 3 раза больше и, судя по прогнозам, будут еще многие годы наращивать объемы добычи. Так что догнать и тем более перегнать Америку у КНР, скорее всего, не получится. Но вот стать вторым по размерам производителем нетрадиционного газа в мире Китай может.
В последнее время китайские государственные нефтяные компании целенаправленно скупают доли в американских фирмах, имеющих опыт фрекинга, ведь намеченного рывка не совершить без западных технологий. Для их привлечения Пекин использует и другой проверенный метод: иностранным компаниям предоставляются доли в перспективных китайских проектах.
В 2012 г. одна из трех крупнейших китайских государственных нефтегазовых компаний China Petrochemical Corporation подписала с американским гигантом Exxon Mobile договор о совместном освоении месторождений сланцевого газа в провинции Сычуань. В том же году к разведке и эксплуатации китайских запасов был привлечен и британо-нидерландский концерн Shell.
Впрочем, с транснациональными компаниями все не так просто. Они не очень-то любят оказываться в роли миноритарных акционеров, а потому некоторые наблюдатели сомневаются в перспективах их дальнейшего привлечения к освоению месторождений в КНР, во всяком случае, на прежних условиях.
Кроме того, китайская сланцевая революция может задержаться и по чисто технической причине: из-за продолжающегося в Северной Америке бума добычи как сланцевого газа, так и сланцевой нефти у производителей соответствующего оборудования до отказа забиты портфели заказов, а потому китайцам приходится долго ждать нужной техники и дорого за нее платить.
Зато у коммунистического Китая есть очевидное “преимущество” перед США и уж тем более Европой, где тоже имеются определенные запасы нетрадиционного газа. Состоит оно в том, что властям КНР не приходится особенно считаться с экологическими тревогами и требованиями населения. В Китае, к примеру, нет закона о защите грунтовых вод при использовании фрекинга.
Правда, вопрос о воде может встать в Китае в совершенно иной плоскости. Для фрекинга, или гидроразрыва пласта, необходимы значительные ее объемы: воду под большим давлением закачивают в грунт вместе с песком и химикалиями, чтобы взламывать те твердые породы, где находится газ. А некоторые сланцевые месторождения находятся в Китае в регионах, бедных водой.
Другие расположены в гористой местности, как, например, в провинции Сычуань, которую к тому же регулярно сотрясают мощные землетрясения. В США же добыча сланцевого газа ведется в основном в равнинных штатах, что, естественно, существенно облегчает бурение. Однако все перечисленные здесь технические и географические проблемы способны только задержать и осложнить китайскую сланцевую революцию. Помешать ей они вряд ли смогут. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)