Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Россия: ОАО «АК «Транснефть» заменит нефть дизтопливом в Балтийской трубопроводной системе (БТС)

“Транснефть” рассматривает возможность начать прокачку нефтепродуктов по Балтийской трубопроводной системе, которую сейчас используют для экспорта нефти. Этот трубопровод ранее позиционировался как альтернатива магистралям, которые проходят через прибалтийские страны, но из-за конкуренции с портом Усть-Луга оказался недозагруженным. Технически перепозиционирование считается реальным, и в нем заинтересованы нефтекомпании.

Балтийская трубопроводная система может начать прокачку нефтепродуктов. Как рассказали источники на рынке, “Транснефть” изучает возможность переформатировать в нефтепродуктопровод одну из двух ниток БТС, по которым качают нефть. Пока идея на стадии обсуждения, говорит один из источников “Ъ”, близкий к монополии. Представитель “Транснефти” подтвердил информацию: “Избыточные мощности по транспортировке нефти будут задействованы для перекачки нефтепродуктов, что позволит оптимальным образом загрузить трубопроводы и сэкономит средства программы развития магистральных нефтепродуктопроводов”. Объем поставки нефтепродуктов может составить 15 млн. т, но источники “Ъ” не исключают, что мощность будет до 30 млн. т.

БТС связывает экспортную “Дружбу” с морскими терминалами – Приморским торговым портом (ПТП), входящим в группу НМТП, и Усть-Лугой. Максимальная мощность – 75 млн. т. Но часть поставок с 2012 г., после ввода терминалов в Усть-Луге, переориентирована на новый порт, где в 2013 г. объем перевалки нефти вырос на 64%, до 23,3 млн. т, а в Приморске перевалка упала на 20%, до 54,4 млн. т. По нефтепродуктам Усть-Луга также опережает Приморск, куда по нефтепродуктопроводу “Север” идет дизтопливо из Западной Сибири и центра России. Через Усть-Лугу в 2013 г. прошло около 16 млн. т, включая мазут и нафту “Роснефтьбункера”, “Сибура” и НОВАТЭКа, а через Приморск – 9,3 млн. т. “Стало понятно, что тенденция продолжится, перевалка в Приморске продолжит падать, и возникла идея переформатировать БТС в нефтепродуктопровод”, – говорит один из собеседников “Ъ”.

Глава международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук отмечает, что одна из основных причин, почему проект БТС оказался недозагруженным нефтью – это его политический характер. “Изначально трубопроводная система строилась для того, чтобы ограничить прокачку нефти через Прибалтийские страны, после того как они интегрировались в Евросоюз, – говорит Тодийчук. – Думаю, недозагрузка ожидает и другие политические трубопроводные проекты России, такие как Nord Stream и особенно South Stream”. А директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар отмечает, что недозагрузка БТС связана с тем, что большая часть нефти направленна по системе БТС-2, которая была построена также по политическим мотивам как нефтепровод в обход Украины.

Переформатирование БТС может занять около трех лет. В “Транснефти” точных цифр не называют – лишь сообщают, что его цена “на 41% меньше стоимости расширения действующей системы продуктопроводов”. На расширение систем “Север” и “Юг” компания планирует потратить всего 75,5 млрд. руб. Финансирование второго проекта будет вестись за счет кредитов, которые будет погашены нефтекомпаниями за счет соглашений с монополией по принципу “качай или плати”. Пока в схеме участвует только “ЛУКойл”. Будет ли она распространяться на переформатирование БТС, источники “Ъ” не знают.

Источники “Ъ” в двух крупных нефтекомпаниях слышали об идее “Транснефти”. “Сначала, конечно, надо поднять тарифы, но в принципе, с учетом модернизации заводов объемы будут”, – говорит один из них. В “Газпром нефти” заявили, что “положительно оценивают планы “Транснефти” по увеличению мощностей “Севера”, в том числе и за счет перепрофилирования одной из веток БТС для дизтоплива”. В “Роснефти” и “ЛУКойле” от комментариев отказались. В “Транснефти” говорят, что с компаниями уже обсуждалась возможность расширения “Севера”, “проекты одобрены, ресурсная база понятна”.

Максим Назаров из Reuters считает, что дизель в БТС смогут направлять «ЛУКойл», “Роснефть” и “Газпром нефть”, а “Сургутнефтегаз”, владеющий НПЗ в Киришах (Ленобласть), будет экспортировать нефтепродукты через Усть-Лугу. Он отмечает, что сегодня в нефтепродуктопроводе “Север” свободного места нет: “Транснефтепродукт” превысил проектную мощность трубы в 8,4 млн. т еще в 2013 г. за счет присадок. У компании также есть планы по его расширению до 15 млн. т. Переформатирование БТС может интересовать и НМТП. Константин Юминов из Raiffeisenbank напоминает, что железной дороги к Приморску нет, и альтернативы трубе не существует. Он добавляет, что для порта выгоднее перевалка нефтепродуктов, так как маржа при этом выше, тем более что инфраструктура в Приморске уже есть. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version