“Транснефть” рассматривает возможность начать прокачку нефтепродуктов по Балтийской трубопроводной системе, которую сейчас используют для экспорта нефти. Этот трубопровод ранее позиционировался как альтернатива магистралям, которые проходят через прибалтийские страны, но из-за конкуренции с портом Усть-Луга оказался недозагруженным. Технически перепозиционирование считается реальным, и в нем заинтересованы нефтекомпании.
Балтийская трубопроводная система может начать прокачку нефтепродуктов. Как рассказали источники на рынке, “Транснефть” изучает возможность переформатировать в нефтепродуктопровод одну из двух ниток БТС, по которым качают нефть. Пока идея на стадии обсуждения, говорит один из источников “Ъ”, близкий к монополии. Представитель “Транснефти” подтвердил информацию: “Избыточные мощности по транспортировке нефти будут задействованы для перекачки нефтепродуктов, что позволит оптимальным образом загрузить трубопроводы и сэкономит средства программы развития магистральных нефтепродуктопроводов”. Объем поставки нефтепродуктов может составить 15 млн. т, но источники “Ъ” не исключают, что мощность будет до 30 млн. т.
БТС связывает экспортную “Дружбу” с морскими терминалами – Приморским торговым портом (ПТП), входящим в группу НМТП, и Усть-Лугой. Максимальная мощность – 75 млн. т. Но часть поставок с 2012 г., после ввода терминалов в Усть-Луге, переориентирована на новый порт, где в 2013 г. объем перевалки нефти вырос на 64%, до 23,3 млн. т, а в Приморске перевалка упала на 20%, до 54,4 млн. т. По нефтепродуктам Усть-Луга также опережает Приморск, куда по нефтепродуктопроводу “Север” идет дизтопливо из Западной Сибири и центра России. Через Усть-Лугу в 2013 г. прошло около 16 млн. т, включая мазут и нафту “Роснефтьбункера”, “Сибура” и НОВАТЭКа, а через Приморск – 9,3 млн. т. “Стало понятно, что тенденция продолжится, перевалка в Приморске продолжит падать, и возникла идея переформатировать БТС в нефтепродуктопровод”, – говорит один из собеседников “Ъ”.
Глава международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук отмечает, что одна из основных причин, почему проект БТС оказался недозагруженным нефтью – это его политический характер. “Изначально трубопроводная система строилась для того, чтобы ограничить прокачку нефти через Прибалтийские страны, после того как они интегрировались в Евросоюз, – говорит Тодийчук. – Думаю, недозагрузка ожидает и другие политические трубопроводные проекты России, такие как Nord Stream и особенно South Stream”. А директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар отмечает, что недозагрузка БТС связана с тем, что большая часть нефти направленна по системе БТС-2, которая была построена также по политическим мотивам как нефтепровод в обход Украины.
Переформатирование БТС может занять около трех лет. В “Транснефти” точных цифр не называют – лишь сообщают, что его цена “на 41% меньше стоимости расширения действующей системы продуктопроводов”. На расширение систем “Север” и “Юг” компания планирует потратить всего 75,5 млрд. руб. Финансирование второго проекта будет вестись за счет кредитов, которые будет погашены нефтекомпаниями за счет соглашений с монополией по принципу “качай или плати”. Пока в схеме участвует только “ЛУКойл”. Будет ли она распространяться на переформатирование БТС, источники “Ъ” не знают.
Источники “Ъ” в двух крупных нефтекомпаниях слышали об идее “Транснефти”. “Сначала, конечно, надо поднять тарифы, но в принципе, с учетом модернизации заводов объемы будут”, – говорит один из них. В “Газпром нефти” заявили, что “положительно оценивают планы “Транснефти” по увеличению мощностей “Севера”, в том числе и за счет перепрофилирования одной из веток БТС для дизтоплива”. В “Роснефти” и “ЛУКойле” от комментариев отказались. В “Транснефти” говорят, что с компаниями уже обсуждалась возможность расширения “Севера”, “проекты одобрены, ресурсная база понятна”.
Максим Назаров из Reuters считает, что дизель в БТС смогут направлять «ЛУКойл», “Роснефть” и “Газпром нефть”, а “Сургутнефтегаз”, владеющий НПЗ в Киришах (Ленобласть), будет экспортировать нефтепродукты через Усть-Лугу. Он отмечает, что сегодня в нефтепродуктопроводе “Север” свободного места нет: “Транснефтепродукт” превысил проектную мощность трубы в 8,4 млн. т еще в 2013 г. за счет присадок. У компании также есть планы по его расширению до 15 млн. т. Переформатирование БТС может интересовать и НМТП. Константин Юминов из Raiffeisenbank напоминает, что железной дороги к Приморску нет, и альтернативы трубе не существует. Он добавляет, что для порта выгоднее перевалка нефтепродуктов, так как маржа при этом выше, тем более что инфраструктура в Приморске уже есть. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)