На рынке продолжается рост цен на нефтепродукты – за последние три дня их стоимость в Украине выросла на 50-60 коп. Это вызвано как девальвацией гривны, так и проверками предприятий одного из крупнейших игроков нефтерынка – группы ВЕТЭК. В дальнейшем подорожание топлива может подстегнуть цены и на другие товарные группы, отмечают эксперты. При этом ни Антимонопольный комитет, ни Кабинет министров не влияют на ценообразование.
По данным консалтинговой компании “А95”, за последние три дня бензин марки А-95 в сети АЗС WOG подорожал на 60 коп. за литр, в сети “Веста Сервис” – на 56 коп. за литр, в сети АЗС ОККО – на 51 коп. за литр, в сетях АЗС UPG и “БРСМ-Нафта” – на 50 коп. за литр. Цена дизтоплива в сетях АЗС WOG и КЛО выросла на 60 коп., в UPG и ОККО – на 50 коп. и в “Веста Сервис” – на 41 коп. за литр. Средняя цена на бензин марки А-95 в стране достигла 11,55 грн за литр, на А-92 – 11,21 грн за литр, а на дизтопливо – 10,28 грн за литр.
Как заявил директор консалтинговой компании “А95” Сергей Куюн, сегодня рост цен на нефтепродукты связан прежде всего с ростом котировок валюты с 9,4 до 10,4 грн. за доллар. “Сегодня две трети нефтепродуктов на рынке импортные. В стоимости продаваемых импортных нефтепродуктов 80% – это собственно их закупочная цена”, – поясняет аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. Как рассказал “Ъ” председатель правления ПАО “Укртатнафта” Павел Овчаренко, рост цен также усиливается перебоями с поставкой топлива у ряда игроков, в частности из-за проверок на Одесском НПЗ и захвата активистами “Правого сектора” утром 26 февраля Херсонского нефтеперевалочного комплекса. Отметим, что эти активы принадлежат группе ВЕТЭК Сергея Курченко.
Увеличение стоимости топлива в оптовом сегменте началось еще в конце января, а в розничном – в начале февраля. Тогда крупные нефтетрейдеры заявили о проблемах с растаможиванием. Участники рынка говорили, что это неизбежно приведет к повышению цен на АЗС. Однако в Миндоходов и ряде топливных компаний отрицали наличие системных проблем с импортом. И допускали, что эти заявления призваны подготовить рынок к очередному витку подорожания.
Снижение поставок в Украину уже стало причиной профицита топлива в Беларуси, заявили в пресс-службе ОАО “Галичина” (Дрогобычский НПЗ). Так, белорусские предприятия перенаправляют освободившиеся объемы на экспорт через Прибалтику на условиях FOB, а также в Россию. “Это значит, что быстро восстановить поставки вряд ли удастся”, – считают в пресс-службе ОАО “Галичина”. Поставщики объясняют снижение поставок в Украину политическим кризисом, а также проблемами местных контрагентов с валютой и переходом на новую процедуру закупки, согласно которой любая оплата занимает не менее 6 операционных дней (до 10 календарных).
Ранее и. о. министра энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий отмечал, что новый порядок закупки валюты импортерами может привести к тому, что крупнейшие поставщики нефтепродуктов – Беларусь и Румыния – перенаправят свои объемы на более платежеспособные и стабильные рынки сбыта. Следует отметить, что с момента подорожания власти не вмешивались в ценообразование не рынке нефтепродуктов. Тогда как ранее этим занимался Антимонопольный комитет и экспертная группа при Кабинете министров.
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что в дальнейшем стоимость нефтепродуктов будет лишь увеличиваться. “Очевидно, что курсовые изменения и вызванные ими процессы – в частности, подорожание бензина, не могут не отобразиться на инфляции. По итогам февраля рост потребительских цен составит как минимум 0,5%. Однако пока эти события не привели к росту цен на большинство товарных групп, за исключением импорта. Дальнейшая динамика зависит от курса – есть все основания говорить, что нынешний курс вызван спекулятивным спросом”, – отметил ведущий экономист блока “Финансовые рынки” Креди Агриколь Банка Александр Печерицын. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)