В Крыму после резкого обострения политической ситуации стремительно растут цены на бензин. За последний месяц они подскочили сразу на 10%. Стоимость литра 95-го бензина достигла рекордных 46 российских руб., в связи с чем в регионе увеличивается спрос на газомоторное топливо. Аналогичная ситуация наблюдается по всей Украине. Российским войскам топливный кризис не угрожает – ГСМ они привезут с собой.
В связи с обострением политической ситуации в Украине и резким снижением курса гривны в целом в стране и в Крыму в частности наблюдается резкий рост цен на ГСМ. По данным “Консалтинговой группы А-95”, в среднем по Украине в феврале цены на 95-й бензин выросли более чем на 10%. Если в январе стоимость литра 95-го бензина составляла 10,75 грн. (36,35 руб.), то на данный момент средняя цена подскочила уже до 12,4 грн. (46 руб.). Дизельное топливо в январе в среднем стоило 9,60 грн. (32,46 руб.) за литр, а сейчас уже 11,1 грн. (37,53 руб.).
Тем не менее, российской военной технике, которая в данный момент находится в Крыму, повышение цен помехой не станет.
Как пояснил “Газете.Ru” руководитель Редакции военной информации ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин, военные автомобили и техника услугами гражданских заправок не пользуются.
“У военной техники есть собственные базы ГСМ или военные специальные заправки, – говорит Литовкин. – К примеру, к берегу подошел танкер, привез и перекачал топливо в емкости, которые есть на берегу, и там уже происходит заправка. Все это делается не за деньги”.
По сообщениям местных СМИ, цена на бензин и дизельное топливо на автозаправочных станциях Симферополя также значительно выросла. Некоторые автозаправки вовсе прекратили продажу топлива. По словам коммерческого директора компании ТЭС Антона Раскина, цены на бензин зависят от поставщиков и от курса доллара. На сегодняшний день на заправках ТЭС бензин марки А-95 стоит 13,99 грн., А-92 – 13,69 грн., А-80 – 13,19 грн., дизельное топливо – 12,89 грн.
“Все зависит от поставщиков и от курса доллара. На сегодняшний день у нас осталось два поставщика, которые еще что-то поставляют, которые меняют цену каждый день, а то и два раза в день”, – отметил Раскин.
Средняя зарплата в Украине, согласно информации Укрстата, составляет порядка 3 тыс. грн., то есть около 10145 руб.
Таким образом, житель Украины может позволить себе на свою зарплату закупить около 242 л 95-го бензина. Для сравнения: уровень доходов позволяет россиянам приобретать по 717 л 95-го бензина в месяц.
Такой резкий скачок цен вызвал волну недовольства среди местных жителей. В своих соцсетях автомобилисты сообщили, что буквально за несколько часов цена литра 92-го бензина на заправках выросла сразу на 30 коп.
Компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, не замедлили отреагировать на подорожание топлива. Так, в Симферополе уже со вторника выросла цена на проезд в городском транспорте. Об этом сообщается в объявлениях, развешанных в маршрутных такси. Проезд подорожал с 2,75 грн. до 3,50 грн.
Как рассказал “Газете.Ru” директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, рынок автомобильного топлива реагирует на ослабление курса национальной валюты прямо пропорционально.
“Цены на топливо в Украине напрямую зависят от валютного курса, – отметил Куюн. – Украина – импортер нефти и нефтепродуктов, а налоги на топливо у нас устанавливаются в евро. Поэтому цена на топливо на 90% зависит от состояния валютного рынка. В связи с тем что курс национальной валюты серьезно слабеет, подрастают цены на ГСМ”.
По словам эксперта, главным экспортером нефтепродуктов на Украину является Беларусь, доля которой в топливном секторе составляет около 30%. Порядка 20% запасов топлива обеспечивают местные заводы, остальная доля рассеяна среди множества различных поставщиков.
“Из России Украина импортирует только дизельное топливо – порядка 15% от общих объемов поставок, – рассказал украинский аналитик. – Что касается российских заправочных станций, таких как “ЛУКойл”, “Роснефть”, “Татнефть”, то их суммарная доля составляет около 10% от всей сети заправок в Украине. Перебоев в их работе нет”.
По мнению Куюна, дефицита топлива в Украине не ощущается и спрос из-за повышения цен существенно не упадет.
“Зимой всегда рынок переполнен продуктом из-за низкого потребления, никакого дискомфорта для автовладельцев в этом случае нет, – говорит эксперт. – При этом спрос на топливо достаточно неэластичен. Его цена растет, денег больше у людей не становится, поэтому мы ожидаем снижения потребления, но серьезного спада не прогнозируем. К примеру, в результате кризиса 2008 г., когда цена на топливо выросла на 60% из-за девальвации национальной валюты, спрос на топливо упал на 15%. Сейчас таких скачков нет.
К тому же сейчас наметилась тенденция к стабилизации курса национальной валюты, поэтому потребление топлива может снизиться на 5-7% максимум”. По мнению эксперта, бензин в Украине больше не подорожает, а, напротив, начнет дешеветь.
“В результате валютной турбулентности многие бизнесмены решили заложить определенные риски в цену топлива. Но сейчас ситуация с курсом будет стабилизироваться. Для дальнейших прогнозов необходимо оценить, как будут проходить торги. После такого шока необходимо, чтобы рынок убедился в стабильности ситуации”, – отмечает Куюн.
Однако, по мнению ряда местных СМИ, в стране сохраняются предпосылки для дальнейшего роста цен. В частности, глава министерства инфраструктуры Украины уже предложил довести стоимость бензина до уровня, принятого в Европейском союзе, – на 6-7 грн.
Загнанные в жесткие рамки автовладельцы предпочли не ждать у моря погоды и приступили к поиску способов сэкономить на топливе.
В итоге в Украине активизировался спрос на газомоторное топливо.
“Потребитель будет искать более дешевые альтернативы, – комментирует ситуацию Куюн. – Сейчас особой популярностью среди автовладельцев стал пользоваться сжиженный газ. Еще в прошлом году в Украине был зафиксирован рост потребления пропан-бутана, тогда его было продано более 900 тыс. т, и спрос на него продолжает расти. На данный момент рынок имеет потенциал роста более чем в два раза”.
По сообщениям местных СМИ, в Крыму может возникнуть дефицит топлива, но на ближайшие 10-20 дней имеющегося запаса хватит. Причиной дефицита, в частности, может стать тот факт, что еще с 12 февраля началось блокирование таможенной службой оформления нефтепродуктов из Румынии и Беларуси, что чревато перебоями в поставках горючего.
По данным Минэнергоугля Украины, за первые две недели февраля запасы топлива в стране сократились почти на 100 тыс. т.
Исполняющий обязанности министра энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий считает, что из-за задержек с оплатой основные поставщики – Беларусь и Румыния – уже рассматривают возможность перенаправить свои объемы топлива на более платежеспособные и стабильные рынки сбыта. (Газета.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)