19 марта министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан продолжит в Брюсселе переговоры по подписанию Меморандума о понимании относительно реверсных поставок газа из Европы в Украину. Подготовка этого документа была начата правительством Николая Азарова в прошлом году. А в начале этого месяца власти Словакии одобрили возможность таких операций с использованием мощностей своей газотранспортной системы.
Для Украины такое стратегическое разрешение важно, поскольку со словацкой территории существует техническая возможность транспортировки более 10 млрд. куб. м газа в год. Почти такой же объем поставок в общей сложности могут обеспечить газоперекачивающие станции на границе с Польшей и Венгрией, через которые в прошлом году в Украину было транспортировано около 2 млрд. куб. м газа, приобретенного на европейских рынках в рамках контракта с немецкой компанией RWE.
“Мы можем помочь Украине стать менее зависимой от России”, – заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, комментируя перспективы реверса газа из ЕС.
Для НАК “Нафтогаз Украины” это актуальный вопрос, учитывая, что со следующего месяца прекращает действовать скидка на российский газ. Она была предусмотрена украинско-российскими договоренностями от 17 декабря 2013 г., согласованными при участии президентов Виктора Януковича и Владимира Путина. По их условиям, Россия выделяет Украине кредит на $15 млрд. (уже получено $3 млрд.) и снижает цену на газ с 1 января до $268,5/тыс. куб. м (средняя цена в 2013 г. – $415 за 1 тыс. куб. м).
Этот кредит Киев должен был использовать на погашение долга перед “Газпромом”, который к началу 2014 г. достиг $1,45 млрд. (эта сумма указана в проспекте еврооблигаций “Газпрома”, обнародованном 26 февраля). Чтобы сохранить скидку, “Нафтогаз” должен был подписывать допсоглашения к контракту каждый квартал до десятого числа первого месяца поставки. То есть в данном случае – до 10 апреля. Однако глава “Газпрома” Алексей Миллер сообщил, что такого допсоглашения с украинским госхолдингом в следующем месяце не будет.
Причина – не ликвидированная полностью задолженность по поставкам газа за прошлый год и долги текущего года. По словам Миллера, эта сумма превышает $1,5 млрд. “Тот, кто не платит за поставленные товары, должен понимать, что на него лягут все неблагоприятные последствия, в том числе и связанные с отменой ранее достигнутых договоренностей по льготным формам поставок”, – пояснил премьер РФ Дмитрий Медведев, и назвал принятые “Газпромом” решения в отношении Украины правомерными.
5 марта агентство “Интерфакс” со ссылкой на источник в правительстве сообщило, что “Нафтогаз” полностью оплатил январские поставки российского газа (2,47 млрд. куб. м), сумма которых ранее оценивалась в $663 млн. В свою очередь, Миллер сообщил, что в среду Украина погасила лишь $10 млн. из общего объема долга в $1,529 млрд., и уведомила, что не сможет выплатить 7 марта, как оговорено в контракте, $440 млн. за газ, поставленный в феврале. “Нафтогаз” эту информацию не подтвердил, но и не опроверг.
Эттингер уверен, что возможные противоречия “Газпрома” с украинским госхолдингом, а также сложная политическая ситуация в Украине не помешают стабильному транзиту российского газа в ЕС.
Однако еврокомиссар сомневается в надежности поставок российского газа украинским потребителям из-за долгов. Поэтому Брюссель готов оказать поддержку Украине в их погашении, а также в реализации планов по диверсификации поставок голубого топлива, чтобы снизить его стоимость. “Цель не в том, чтобы отказаться вообще от российского газа, а чтобы российский газ стоил столько, сколько должен стоить”, – пояснил Эттингер.
Возможность предоставления Украине кредита в $2 млрд. для расчетов с “Газпромом” рассматривают еще в США. А назначенный парламентом на прошлой неделе новый глава Кабмина Арсений Яценюк также напомнил о планах России выделить такую же сумму, чтобы Киев мог погасить газовую задолженность. И он намерен требовать выполнения таких договоренностей, которые были согласованы при его предшественнике Николае Азарове.
Проблема в том, что Кремль не признает легитимность нынешнего правительства. Поэтому не настроен вести с ним переговоры о сотрудничестве. Но это не должно помешать успешному завершению отопительного сезона: Продан сообщил, что в украинских подземных хранилищах еще осталось около 9 млрд. куб. м газа, которые смогут покрыть сокращение отбора российского топлива из-за его высокой стоимости и проблем с оплатой.
Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis обращает внимание, что политический кризис в Украине, который обострился из-за крымской операции Владимира Путина, невыгоден “Газпрому”, “национальному достоянию” России – так монополия позиционируется в рекламном ролике на российском ТВ. Потому что усугубление украинско-российского противостояния, вызванного разной трактовкой событий, приведших к смене власти в Украине, может помешать строительству газопровода “Южный поток” (его Корчемкин называет “одним из главных проектов Путина”). Затянутся и осложнятся переговоры “Газпрома” по прокладке сухопутных участков этой магистрали в Европе. А в случае прекращения транзита российского газа через Украину экспортная выручка российской монополии сократится на треть.
Учитывая планы “Газпрома” довести украинский транзит до минимума, для “Нафтогаза” остается актуальной проблема повышения эффективности украинской газотранспортной инфраструктуры. Расширение реверсных поставок с территории стран ЕС, а также организация газовой биржи на базе западно-украинских подземных газохранилищ – ключевые элементы ее решения, которые рассматривают в госхолдинге.
Причем организация газового реверса, то есть поставок с запада на восток – это, по сути, будет восстановление проектного направления эксплуатации украинской ГТС. В таком режиме труба эксплуатировалась до середины 1970-х годов, когда Москва, Минск, Вильнюс и Рига потребляли украинский газ – в то время Украина была газоэкспортирующим регионом СССР.
Эта же техническая особенность пригодилась во время “газовой войны” зимой 2009 г., когда “Газпром” перекрыл свои поставки и возникла необходимость в транспортировке газа из западноукраинских ПХГ в восточные области Украины. То есть именно текущий режим поставок исторически является для украинской ГТС реверсом, а не наоборот. (Forbes Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)