Введенный Киевом еще в январе запрет на перевозки ядерного топлива может привести к его дефициту в Украине и Восточной Европе уже в марте-апреле, считает российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. В “Росатоме” таких рисков не видят, говоря о том, что для экспорта будут использовать авиацию. Риск перебоев с поставками может привести к тому, что страны, владеющие АЭС, будут активнее закупать резервы топлива на случай форс-мажора.
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин 5 марта усомнился в том, что АЭС Украины смогут проработать дольше двух месяцев. Чиновник заявил президенту РФ Владимиру Путину, что “запас топлива на этих станциях есть на март и апрель, дальше нет”. По словам Рогозина, сейчас в Украине введен запрет на перевозку ядерного топлива, из-за чего, в частности, есть вопросы как с поставками топлива для украинских АЭС, так и с его транзитом для нужд АЭС в Восточной Европе. Вице-премьер также отметил, что Москва намерена по линии “Росатома” обратиться в МАГАТЭ, чтобы проверить обеспечение безопасности периметра АЭС в Украине, который, по его словам, охраняется “частными охранными предприятиями, войсками МВД Украины и службой безопасности Украины”.
Украина является вторым по величине рынком для “Росатома” после России: государственному “Энергоатому” принадлежат четыре АЭС с 15 реакторами советского дизайна общей мощностью 13,8 ГВт. “Росатом” осуществляет поставки ядерного топлива в Украину (за исключением опытных партий топлива Westinghouse), а также в рамках СП с украинским концерном “Ядерное топливо” строит завод по производству ядерного топлива. В 2010 г. страны также заключили соглашение о достройке Хмельницкой АЭС (строительство пока не начато).
В “Росатоме” пояснили, что запрет на перевозки топлива для АЭС по железным дорогам Украины был наложен 28 января, но ТВЭЛ (топливная компания госкорпорации) “будет выполнять все обязательства по поставкам ядерного топлива для зарубежных АЭС”: топливо можно перевозить и самолетами. Как отметили в “Росатоме”, этот способ несущественно дороже. Первую такую доставку в Словакию планируется провести на следующей неделе.
Источник в отрасли замечает, что авиаперевозки ядерного топлива практикуются (например, для АЭС “Бушер” в Иране), но предпочтительными считаются морские или наземные маршруты. В итальянской Enel (владеет словацкими АЭС) от комментариев отказались. Значимых рисков для АЭС Украины сейчас нет, считает источник в “Росатоме”, есть некоторый запас топлива, а для следующей поставки четырех партий топлива из России, намеченной на март-апрель, также можно использовать авиацию.
Комментировать ситуацию с возможным обращением в МАГАТЭ в “Росатоме” отказались. В “Энергоатоме” 5 марта сообщили, что все АЭС Украины работают в штатном режиме и усиленно охраняются подразделениями физической защиты и воинскими частями внутренних войск МВД. “Уровень безопасности и охраны действующих энергоблоков “Энергоатома” соответствует национальным и мировым стандартам, в том числе требованиям Международной конвенции по физической защите и национального законодательства, что подтверждено МАГАТЭ и другими международными организациями”, – говорится в сообщении. По данным “Энергоатома”, все АЭС Украины на ближайшую перспективу обеспечены ядерным топливом, поставки которого осуществляются в рамках действующих договоров. В МАГАТЭ оперативный комментарий не предоставили.
При этом, как отмечает источник в “Росатоме”, остальное сотрудничество с Украиной сейчас остановлено. В частности, уже прекратилось финансирование проекта строительства завода по ядерному топливу: украинская сторона не внесла очередной взнос на выкуп допэмиссии СП, и концерн “Ядерное топливо” вернул ТВЭЛу его уже перечисленный взнос в $42 млн. Продвижения по достройке Хмельницкой АЭС также не наблюдается.
Глава независимого портала AtomInfo.ru Александр Уваров заметил, что уже была отсрочена поставка топлива для Болгарии, но в стране есть двухгодичный запас топлива для АЭС “Козлодуй”. Эксперт добавил, что формирование долгосрочных запасов не является общей практикой у операторов АЭС, хотя о важности такого резерва речь заходит регулярно. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)