Отели являются визитной карточкой любого города. Символом гостеприимства столицы Сербии по праву считается 5-звездочный «Хаятт Ридженси Белград» (Hyatt Regency Belgrade, Hajat Ridžensi Beograd, Хајат Риџенси Београд). Этот отель на более чем 300 номеров находится на улице Милентия Поповича, 5 в Новом Белграде, в пяти минутах от центра города, в самом сердце Сербии – рядом с местом, где сливаются воды рек Дунай и Сава. До 2009 года ценный объект принадлежал нефтяной компании NIS. Однако когда ее купила «Газпром нефть», белградский «Хаятт» вдруг перешел в чужие руки.
Балканские страсти
В нескольких шагах от «Хаятта», открывшегося в 1990 году, находится построенный в 1979 году Сава-центр (Сава центар, Sava Centar) – международный многофункциональный деловой и культурный центр, самый большой концертный зал в бывшей Югославии. В 16 км к западу от «Хайятта» расположены главные воздушные ворота Сербии – аэропорт «Белград – Никола Тесла» (Аеродром Београд – Никола Тесла, Aerodrom Beograd – Nikola Tesla).
Печальную известность белградский «Хаятт» получил 28 октября 1992 года, когда здесь в номере 331 был убит 21-летний Александр Княжевич Кнеле, гангстер из т.н. вождовачского клана, один из самых молодых криминальных авторитетов Белграда. Погибший слыл кумиром сербской молодежи и законодателем моды лихих 1990-х (короткая стрижка, цепь на шее, заправленный в джинсы фирменный спортивный костюм).
За свою недолгую жизнь убитый постоялец «Хаятта» успел поработать телохранителем у главного в те времена оппонента Слободана Милошевича – лидера оппозиционного Сербского движения обновления (СДО) Вука Драшковича и поучаствовать в самом первом сербском «майдане» – массовой демонстрации 9 марта 1991 года на площади Республики. На краю зеркала в 331-м номере убийца написал кровью жертвы цифру «1». Что означало это послание, не расшифровано до сих пор.
Долгие годы ценный объект недвижимости стоял на балансе нефтяной компании «НИС а.д. Нови Сад» (NIS a.d. Novi Sad), широко известной также как Naftna Industrija Srbije (NIS), Нафтна индустрија Србије (НИС) и «Нефтяная индустрия Сербии». Кстати, как и штаб-квартиру NIS на улице Народного фронта, 12 в столице автономного края Воеводина городе Нови-Сад – на противоположном левом (северном) береге Дуная, стеклянную высотку «Хаятта» в Новом Белграде построила одна и та же компания – Енергопројект (Energoproject).
И сейчас по соседству с «Хаяттом» на той же улице Милентия Поповича, 1 находится Корпоративный центр NIS. «Нефтянка» и сейчас бы владела отелем, если бы не одно обстоятельство. 25 января 2008 года в Москве находился с визитом тогдашний президент Борис Тадич, а тогдашние главы правительств России и Сербии Виктор Зубков и Воислав Коштуница подписали комплексное энергетическое соглашение.
В соответствии с этим соглашением Газпром выкупал за 400 млн. евро 51% акций NIS с учетом нескольких сотен миллионов евро долгов, которые российский гигант обязался погасить за свой счет. Также документ предусматривал строительство газопровода «Южный поток» (South Stream) через территории Сербии и завершение строительства подземного газохранилища «Банатски двор».
До завершения процедуры купли-продажи акций NIS российская сторона должна была установить, каким именно имуществом сербская компания распоряжалась на 31 декабря 2007 года. Соглашение, которое подписали Зубков и Коштуница, предусматривало продажу Газпрому именно этого имущества. Сама NIS имела тогда в своей собственности только логотип и печать фирмы, а ее имущество было передано Республиканской дирекции по имуществу.
В августе 2008 года в Газпроме обратили внимание на то, что 40% акций «Хаятта», принадлежавшие NIS, были проданы. Об этом сообщила белградская газета «Политика» (заметка переопубликована на русском языке в ИноСМИ.Ru).
«Мы обеспокоены вопросом об имуществе NIS, прежде всего из-за недавней продажи 40% акций, которую NIS провел в отеле «Хаятт». Мы сразу вышли на контакт с правительством Сербии с требованием остановить дальнейшую продажу сербской компании», – заявил Дмитрий Малышев, советник президента ОАО «Газпром нефть». Также он добавил, что российская сторона будет апеллировать к правительству Сербии, чтобы это имущество как можно скорее было возвращено обратно NIS.
Изначально акции NIS в «Хайятте» купила китайская компания North Haven Limited. Затем в долю с ней вошли Energoproject и туристическое агентство «Путник» (Akcionarsko turističko društvo „PUTNIK“ AD Beograd), входящее с 2007 года в российскую группу компаний «Метрополь».
Наш дом – Газпром
В феврале 2009 года мажоритарным акционером одной из крупнейших компании Сербии стало петербургское ОАО «Газпром нефть», увеличившее затем свою долю с 51% до 56,15% (правительству Сербии принадлежит 29,87%).
Так NIS стала дочерней компанией ОАО «Газпром нефть» (председатель правления и генеральный директор Александр Дюков, председатель совета директоров Алексей Миллер) и «внучкой» ОАО «Газпром» (предправления Алексей Миллер, глава совдира Виктор Зубков).
Отель Hyatt Regency Belgrade под контроль NIS так и не вернулся. В высшем руководстве Газпрома об этом узнали совершенно случайно, когда делегация первых лиц собралась с визитом в Белград и дала указание местному офису NIS подготовить встречу в аэропорту и заселение в самые комфортабельные номера «Хаятта». И тут выяснилось, что Газпром вовсе не хозяин злополучного отеля с роковым 331-м номером, а за размещение надо еще и платить.
Попробуем разобраться, могла ли «невозврат» Hyatt Regency Belgrade остаться без внимания российских топ-менеджеров NIS? Когда «Газпром нефть» купила сербскую компанию, ее гендиректором стал Кирилл Кравченко, который работает в «Газпром нефти» с апреля 2007 года, а попутно даже числится в кадровом резерве администрации Президента России.
Доподлинно известно, что господин Кравченко очень щепетильно относился к оформлению контрактов и других корпоративных документов и до лета 2013 года никому из коллег не выдавал доверенность с правом подписи. Почему он вдруг неожиданно изменил себе, расскажем дальше. А пока напомним, что любая сделка с недвижимостью NIS не может не контролироваться службой безопасности компании!
Директором Функции по корпоративной защите NIS и членом Консультационного Совета при гендиректоре является Игорь Тарасов, 38 лет прослуживший в органах госбезопасности СССР, а затем РФ. В 1994-1999 и 2001-2006 годах бывалый спецслужбист был прикомандирован к российскому посольству РФ в Белграде. Вершина дипломатической карьеры Тарасова – важная должность первого секретаря посольства в 2006 году.
Только факты
Причастны ли к теневым махинациям с Hyatt Regency Belgrade, возможному финансовому «откату» с коррупционной схемы и президентский резервист Кирилл Кравченко и ветеран-чекист Игорь Тарасов? Если даже не причастны, то способны ли они беспардонно вводить в заблуждение Александра Дюкова, да и тех же Алексея Миллера и Виктора Зубкова, имеющих прямой доступ к президенту Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву? Факты говорят, что способны.
Уже не секрет, что Кирилла Кравченко держат на коротком поводке Игорь Тарасов и его тезка и заместитель Игорь Чернов, курирующий НПЗ Панчево (Pančevo Refinery). В роли «поводка» выступает секретарь Кравченко – петербурженка Елена Стадниченко. В отличие от московской жены, она поехала за шефом в Нови-Сад. А 8-9 января 2011 года Кравченко стал брачным аферистом-двоеженцем, сыграв со Стадниченко первую русскую свадьбу в итальянском курортном городе Бари, столице региона Апулия на берегах Адриатики, о чем со ссылкой на итальянскую газету La Repubblica написала российская деловая газета «Маркер».
А ведь в серьезных европейских компаниях, а таковой себя позиционирует NIS, «служебные романы» чреваты увольнением «сладких парочек»! Когда в апреле 2007 года Кравченко стал вице-президентом «Газпром нефти», свой пост покидал президент Всемирного банка Пол Вулфовиц, пытавшийся продвигать по службе в ВБ свою сожительницу и фаворитку Шаха Резу.
Не внушает доверия и научно-образовательный бэкграунд Кирилла Кравченко. Известно, что он с красным диплом окончил Соцфак МГУ, который сами студенты называют «ПТУ при МГУ» и самым «зеленым» (в смысле «долларовым») факультетом, а затем даже защитил две диссертации по кадровому менеджменту.
По стечению обстоятельств на том же Соцфаке МГУ преподает отец гендиректора NIS – Альберт Кравченко, уличенный в плагиате. Также старший Кравченко известен тем, что штампует на заказ диссертации. В одной «команде» с ним промышляют философ-конспиролог Владимир Добреньков и бывший замдекана факультета мировой политики МГУ Михаил Башаратьян (фигурант уголовного дела о вымогательстве взятки).
Прессинг по будням
И снова вернемся к темной истории с Hyatt Regency Belgrade. Как не странно, скандал не получил громкую огласку в сербских СМИ. Это может говорить о том, что его спустила на тормозах через свои связи в местном журналистском сообществе пресс-служба NIS Директором Функции по связям с общественностью является Светлана Вычерова, пришедшая в «Газпром нефть» в 2006 году из ТНК-BP.
Надо сказать, пиарщикам NIS в Сербии позволено многое. 22 июля 2012 года независимый профсоюз нефтяников и газовиков (Nezavisni sindikat Naftagasa) пожаловался президенту страны Томиславу Николичу, что Кирилл Кравченко много разглагольствует о росте производства, прибыли и инвестициях.
А в это же время два месяца в неоплаченном отпуске находились 708 работников (а не 300, как сообщала пресс-служба NIS). Притом «отпускников» заставляли переходить из штата NIS в сервисную компанию на краткосрочные контракты (3 или 6 месяцев), а значит терять соцпакеты и выходные пособия. Дело замяли, включив в состав Консультативного совета четырех сербских специалистов, хотя до этого КС полностью состоял из нерезидентов вроде тех же Игоря Тарасова и Светланы Вычеровой.
Свои возможности СБ и пресс-служба NIS задействовали и на недавних досрочных выборах в Скупщину. На период избирательной кампании NIS профинансировала в местных СМИ блокировку негативных публикаций о себе. Парламентские выборы в Сербии состоялись 16 марта.
В тот же день в Крыму (со ссылкой на прецедент с Косово) прошел «досрочный» референдум, который изначально планировали провести 25 мая (вместе с голосованием по выборам президента Украины), а затем перенесли на 30 марта, а потом снова переиграли с датой. И как известно, «досрочно» победил Газпром, «отжимающий» сейчас у Украины черноморский шельф и национализированные крымским парламентом ПАО «Черноморнефтегаз» и ПАО «Укртрансгаз» («дочка» НАК «Нафтогаз Украины»).
Балканские пленники
А сейчас попробуем разобраться, почему Кирилл Кравченко, никому не доверявший право подписи (но при этом странным образом «упустивший» потерю Hyatt Regency Belgrade), вдруг летом 2013 года снова утратил бдительность. Право подписи от имени гендиректора получил Виктор Славин, тогдашний директор Блока «Переработка».
Именно Славин (а вместе с ним еще около десятка представителей NIS, в том числе сотрудники СБ) завизировал от лица Кравченко якобы «коррупционный» контракт с австрийской стройфирмой BMR Group (основатель Драгиша Деспотович, директор – его сын Александр Деспотович).
По обвинению в сговоре с подрядчиком Виктор Славин, готовившийся выехать в Москву на повышение по работе, был арестован 13 ноября 2013 года, в тот же день, когда на работу в NIS вышел его преемник – Александр Скоромец. До марта 2014 года внимания к ситуации не уделял посол РФ Александр Чепурин.
Вместе со Славиным по сфабрикованному обвинению был схвачен и помещен в тюрьму Панчево украинский гражданин, одессит индийского происхождения Джаджит Сингх, директор Функции по инвестициям и развитию. Поначалу полиция арестовала и обоих Деспотовичей, но потом их выпустили под залог в 400 тысяч евро.
Арест Сингху и Славину суд продлил до 12 апреля под предлогом того, что они иностранцы и якобы могут сбежать. Единственной «уликой» стала распечатка с грубым переводом с русского на сербский телефонных переговоров Сингха и Деспотовича-сына. Незаконную прослушку устроили заказчики «дела Сингха – Славина» – Игорь Тарасов и Игорь Чернов, с подачи которых Кирилл Кравченко и подставил Славина с доверенностью.
«Сговор» и «коррупцию» Тарасов, Чернов и Кравченко увидели в том, что Сингх требовал от BMR Group выполнить работу в срок, доброкачественно и дешево. С 19 апреля по 13 ноября 2013 года NIS и BMR Group заключили 5 договоров на общую сумму 26 млн. 79 тыс. 837 евро 69 евроцентов (с учетом НДС) и 1 договор на сумму 54 млн. 32 тыс динар. Притом два заказа не мог выполнить никто кроме BMR Group. Якобы «коррупционный» контракт предусматривал 10%-ный бонус для подрядчика (за качество и выполнение работ раньше срока) и, кстати, так и не был расторгнут.
Уголовное дело против «коррупционеров» ведет заместитель прокурора Оливера Секулич Шошдеан (Olivera Sekulić Šošdean). Нужные показания, притом в качестве эксперта, в январе 2014 года дал подчиненный Тарасова – отставной военный Александр Тодорович. По его словам, NIS якобы понесла ущерб из-за того, что скандал получил огласку в СМИ.
Однако и без показаний Тодоровича известно, что информационную войну против арестованных коллег развязали Тарасов и Чернов, с молчаливого согласия Кравченко (или его боевой подруги Стадниченко). Может, задействовав Вычерову и ее связи в СМИ. «Чернуху» опубликовало (но затем тихой сапой удалило) даже ИТАР-ТАСС! Вот только как долго будет длиться «молчание ягнят» из СБ и пресс-службы NIS по поводу аферы с отелем Hyatt Regency Belgrade? (vestiua.com/Энергетика Украины и мира)