Правительственный комитет по социально-экономическому развитию и по вопросам международного сотрудничества утвердил предложение министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана изменить условия кредитного договора между государственным Ощадбанком и НАК “Нафтогаз Украины”.
Как следует из пояснительной записки, подготовленной министром, условиями кредита предусматривалось погашение до 31 марта (согласно графику) кредитной задолженности в 1,15 млрд. грн. Но из-за дефицита оборотных средств компании, причиной возникновения которого стало государственное регулирование цен на природный газ и тарифов на тепловую энергию для населения и неудовлетворительное состояние расчетов потребителей за газ, компания не смогла расплатиться в оговоренные сроки. В результате Минэнергоугля подготовило дополнительный договор с изменением графика погашения кредита. Несмотря на то что конечный срок погашения кредита – 31 марта 2015 г. – правительство оставило без изменений, оно перенесло основную нагрузку по выплате долга на более поздний период – декабрь 2014 г.
По состоянию на 18 марта кредитная задолженность “Нафтогаза” перед Ощадбанком составляет 15,1 млрд. грн., из которых лишь 2 млрд. грн. было привлечено под госгарантии. Как заявил 16 апреля Юрий Продан, исходя из расчетов, произведенных “Нафтогазом Украины”, это будет окончательный пересмотр условий кредитного договора. “Мы видим предпосылки для улучшения платежеспособности НАК после принятого правительством решения об оптимизации тарифной политики”, – утверждает министр.
Впрочем, оптимизм правительства относительно улучшения платежеспособности “Нафтогазу Украины” несколько преувеличен. “В условиях дополнительного кредитного договора между банком и НАК помимо суммы кредита (3,2 млрд. грн.) и конечного срока погашения займа (31 марта 2015 г.) была прописана и процентная ставка. Последняя составляет учетную ставку НБУ плюс 3,5%”, – рассказали изданию в банке на условиях анонимности. Если на 31 марта она составляла 6,5% (общая ставка по кредиту – 10%), то с 15 апреля Нацбанк увеличил ее до 9,5%. Следовательно, обслуживание кредита для газового монополиста станет дороже и будет рассчитываться по ставке 13%.
Согласно неаудированной отчетности НАК “Нафтогаз Украины”, в 2013 г. госмонополия увеличила чистый убыток по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) на 14,2% по сравнению с 2012 г. – до 12,5 млрд. грн. Чистый доход НАК за прошлый год сократился на 23,4% до 74,6 млрд. грн., а валовый убыток вырос на 58,9% до 674,8 млн. грн. В текущем году финансовое положение лишь усложнится. Начиная с 14 марта “Нафтогаз” не получает от “Черноморнефтегаза” ежесуточную оперативную информацию о добыче, транспортировке и использовании природного газа, нефти и конденсата. К тому же на балансе последнего зависли 11,614 млрд. грн., предоставленные крымской компании на протяжении 2009-2012 гг. Кредиты предоставлялись на беспроцентной основе с целью финансирования инвестиционных проектов, проведения буровых работ, обустройства действующих месторождений, осуществления мероприятий по техническому развитию, ремонту и модернизации производственных объектов, а также для погашения кредитной задолженности. С начала года увеличился и размер накопленного долга за потребленный газ перед “Газпромом”, который на начало апреля оценивается в $?2,2 млрд. Третьим фактором будет падение транзита.
“Реструктуризация кредитов государственным банкам путем осуществления закрытого выпуска облигаций будет не только логичным, но и единственно возможным шагом, так как у НАК фактически не осталось рыночных источников финансирования для покрытия текущего дефицита, и компания сможет привлекать средства либо под госгарантии, либо вновь у государственных банков”, – прокомментировали ситуацию “Капиталу” в аппарате Кабинета министров. В НАК “Нафтогаз Украины” общий объем текущего дефицита на 2014 г. оценивают в 33,4 млрд. грн.
В феврале Fitch Ratings подтвердил рейтинг компании на уровне ССС, оценив финансовое состояние как “подверженное риску дефолта на фоне слабости бизнеса и финансового профиля компании, а также из-за ее зависимости от правительства Украины в вопросе поддержки ликвидности”. (Капитал/Энергетика Украины и стран мира)