26 мая на переговорах Россия-ЕС-Украина удалось добиться первого прогресса в разрешении газового конфликта Москвы и Киева. По версии Еврокомиссии, Украина в четверг перечислит задаток в $2 млрд., а в пятницу проведет переговоры о снижении цены. Но Киев уже, по сути, опроверг эту информацию, заявив лишь о продолжении переговоров. Избавить Европу от подобных проблем призвана новая стратегия энергобезопасности, подготовленная Еврокомиссией. “Ъ” удалось ознакомиться с документом. Он касается не только газа, но также нефти, нефтепродуктов и ядерного топлива, имеет явную антироссийскую направленность, но не содержит почти никаких новых рецептов.
26 мая в Берлине состоялся очередной раунд переговоров, призванных разрешить проблему с поставками российского газа на Украину. В них участвовали еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, министры энергетики России и Украины Александр Новак и Юрий Продан, глава “Газпрома” Алексей Миллер. В итоге поздно вечером Эттингер объявил, что в четверг Киев перечислит “Газпрому” $2 млрд., но не в счет погашения долга, а как задаток по будущим поставкам. После этого уже в пятницу пройдет очередной раунд переговоров, на которых будет обсуждаться возможность снижения цены газа для Украины. Если стороны договорятся, уже 7 июня “Газпром” может получить еще $500 млн., также в качестве задатка.
Но заявления других сторон переговоров выглядели не столь оптимистичными. Новак, вопреки позиции Гюнтера Эттингера, считает, что платеж в $2 млрд. пойдет на погашение долга Украины за газ (в целом $3,5 млрд.). Но Украина долг не признает и платить отказывается, рассчитывая добиться ретроактивного снижения цены в суде. А по итогам переговоров Юрий Продан вообще полностью дезавуировал слова господ Эттингера и Новака, подчеркнув, что “конкретных результатов не достигнуто”, но “есть надежда на продолжение переговоров”. После этого заявления в “Газпроме” затруднились прокомментировать итоги встречи.
Уже очевидно, что даже при серьезном давлении ЕС разрешить газовый конфликт Москвы и Киева будет непросто и Европа не сможет оперативно снизить риски ограничения поставок из-за проблем с транзитом. На этом фоне все более актуальными становятся попытки Еврокомиссии (ЕК) разработать долгосрочную политику по снижению этих рисков. 28 мая должна быть опубликована новая стратегия по энергобезопасности ЕС. “Ъ” удалось ознакомиться с ее проектом. Несмотря на нейтральное название “Комплексный план по сокращению энергозависимости ЕС”, документ посвящен сокращению зависимости только от одного поставщика – России. Основное внимание уделено поставкам газа, поскольку он занимает 42% в импорте и 27% в потреблении этого топлива в ЕС, при этом шесть восточных стран союза полностью зависят от поставок из России.
ЕК, как и прежде, в средне-долгосрочной перспективе рассчитывает на увеличение поставок газа из альтернативных источников, а также на ускоренное развитие интерконнекторов, что позволило бы свободно перемещать газ внутри ЕС. Наиболее действенной мерой в Брюсселе считают выполнение цели по снижению потребления энергии на 20% к 2020 г., или на 371 млн. т нефтяного эквивалента (в пересчете на газ – около 410 млрд. куб. м). То, что падение спроса в Европе является главной угрозой позициям российского газа, признает и “Газпром”. ЕК предлагает также “широко обсудить” возможность усложнения доступа к стратегической энергоинфраструктуре для госкомпаний “из ключевых стран-поставщиков”.
Но перечень краткосрочных мер, которые помогли бы ЕС справиться с перебоями в поставках газа уже этой зимой, невелик и сводится к увеличению запасов в хранилищах и созданию на национальном уровне планов экстренного сокращения потребления. Единственное сравнительно новое предложение – передача части запасов в ПХГ под управление ЕС или Международного энергетического агентства, то есть создание стратегического резерва. Собеседники “Ъ” в европейских газовых компаниях говорят, что пока ЕК официально к ним не обращалась, но неформально идея обсуждается давно и упирается, во-первых, в недостаточный объем европейских ПХГ (зимой они загружаются на 90% для обеспечения текущего потребления), а во-вторых, в отсутствие экономических стимулов для их расширения.
ЕК также беспокоит зависимость от российской нефти и особенно нефтепродуктов, хотя “она пока и не представляет немедленной угрозы”. В Брюсселе обращают внимание на “повышенную концентрацию власти” в российском нефтяном секторе и увеличение участия российских компаний в европейской нефтепереработке, что делает отрасль “подверженной политическому влиянию”.
Сейчас НПЗ в Европе владеют “Роснефть” и «ЛУКойл». В сегменте топлива для АЭС Брюссель намерен настаивать на том, чтобы каждая новая станция имела альтернативу поставкам из России.
Основной интригой энергостратегии был вопрос о создании европейского энергетического союза, главным идеологом которого выступает польский премьер Дональд Туск. Европейские компании, по данным “Ъ”, отнеслись к идее откровенно враждебно. Но Гюнтер Эттингер, напротив, счел предложение полезным и на прошлой неделе обрушился с критикой как на энергокомпании, “которые не хотят добиваться энергоэффективности, а хотят продавать больше энергии”, так и на отдельные правительства, которые “продолжают действовать в узконациональной логике”.
В итоге в документе энергосоюзу отведена последняя глава, в которой использованы очень мягкие формулировки. На первом этапе предложено создать координационный механизм, в рамках которого страны ЕС обсуждали бы важные шаги в энергетической сфере (в том числе заключение крупных контрактов). Готовясь к заключению соглашений с третьими странами в энергетике, члены ЕС обязаны информировать об этом ЕК и прислушиваться к ее рекомендациям. Конкретных предложений по совместной закупке газа в документе нет: ЕК лишь обещает оценить, подходит ли газовой отрасли опыт Euratom по закупке ядерного топлива. В частности, будет рассмотрен вопрос о том, могут ли несколько крупных европейских покупателей газа объединиться для его совместного импорта на добровольной основе и насколько такой подход соответствует антимонопольному законодательству.
В целом подготовленный ЕК план не вполне оправдывает свое название, поскольку ключевые мероприятия описаны без деталей, количественных параметров и с весьма размытыми сроками. Не сказано, когда и насколько ЕС сможет сократить энергозависимость от России, нет даже примерных оценок, во сколько обойдется переход на альтернативных поставщиков или виды топлива. Но этот план должен лечь в основу обсуждения на саммите лидеров стран ЕС 26 июня. По мнению источников “Ъ” на газовом рынке и в дипкорпусах двух стран ЕС в Брюсселе, в Евросоюзе явно нет единого подхода к энергобезопасности, и если документ будет одобрен, его формулировки могут стать еще более общими. Даже в нынешнем варианте, считает директор энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Григорий Выгон, новая стратегия не создает серьезных рисков для российских компаний. Значение энергостратегии будет в первую очередь политическим, говорит один из собеседников “Ъ”, добавляя, что явная антироссийская направленность документа в свете событий на Украине была ожидаемой. (Коммерсант/Энергетика Украины и стран мира)