Российский “Газпром” продвигает идею реализации “Южного потока”, отказывается принимать участие в модернизации украинской газотранспортной системы и предрекает, что после строительства “Южного потока” она станет не нужна. Однако украинские подземные хранилища газа (ПХГ) делают ее незаменимой для стабильных поставок российского топлива в Европу.

“Газпром” не будет принимать участия в модернизации украинской ГТС. Об этом сообщил на прошлой неделе глава российской госкомпании Алексей Миллер. “Что касается позиции “Газпрома” по модернизации ГТС Украины – поезд уже ушел, и ушел не вчера, мы в модернизации ГТС Украины участвовать не будем”, – сказал он. Заявление Миллера прозвучало в тот же день, когда Украина подписала с Евросоюзом экономическую часть Соглашения об ассоциации.

Менее двух недель назад позиция российских властей была иной. В частности, официальный представитель МИД России Александр Лукашевич утверждал, что будущее украинской ГТС не может решаться без участия России по определению. Теперь же риторика газового монополиста изменилась. Представители “Газпрома”, кроме того что окончательно отказались от участия в модернизации, также пообещали, что украинская ГТС вскоре будет просто не нужна для транспортировки газа в Европу. “У нас после реализации проекта “Южный поток” с работой “Северного потока” и других наших транспортных маршрутов потребности в использовании украинской ГТС практически не останется”, – подчеркнул заместитель главы “Газпрома” Александр Медведев.

Россия уже давно апеллирует к “Южному потоку” как к очередному маршруту, который отберет транзитные объемы у Украины. На прошлой неделе “Газпром” уже не первый раз заявил, что пройден следующий этап создания этого проекта, оцениваемого в 56 млрд. евро. 24 июня российская компания и нефтегазовая корпорация OMV (Австрия) подписали соглашение о строительстве участка этого газопровода на территории Австрии.

Планируется, что австрийский отрезок “Южного потока” будет иметь пропускную способность до 32 млрд. куб. м в год с конечным пунктом в городе Баумгартен и выйдет на полную мощность к 2018 г. При этом российские власти уже подписали правительственные соглашения о строительстве газопровода с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Австрией и Хорватией, и уверяют, что никаких препятствий для реализации плана нет и быть не может.

Президент Центра глобалистики “Стратегия-XXI” Михаил Гончар считает, что подписание соглашения между “Газпромом” и OMV 24 июня для проекта почти ничего не значит. “Австрийский кусочек “Южного потока” длиной всего 50 км не влияет ускоряющим образом на сам проект”, – отметил эксперт. По его словам, ключевая точка – не Австрия, а Болгария, от которой ЕС и США требуют при реализации этого проекта соблюдать европейское законодательство. “Евросоюз не против “Южного потока”, но хочет, чтобы он работал в рамках европейского законодательства, что полностью не устраивает Россию, поскольку делает газопровод работающим максимум наполовину”, – пояснил Гончар. Именно поэтому “Газпром” добивается исключения “Южного потока” из сферы действия Европейского законодательства.

Собеседник издания напомнил, что Россия уже давно обещает исключить Украину из транзита российского газа в Европу, но каждый раз не выполняет своих обещаний: “Покойный ныне Рэм Вяхирев говорил: мы построим “Ямал-Европа” и вырубим Украину. Построили, но от услуг нашей страны не отказались. Потом грозили: построим “Голубой поток” и вырубим Украину. Построили, но не вырубили. Затем заявили: построим “Северный поток” и точно вырубим Украину по транзиту. Построили. Вырубили? Нет”.

Технические возможности оператора украинской ГТС – компании “Укртрансгаз” – позволяют транспортировать в Европу 140 млрд. куб. м газа в год. Хотя ГТС уже давно работает едва наполовину этой мощности: если в 2013 г. “Газпром” прокачал через Украину 86 млрд. куб. м, то планы на этот год – около 70 млрд. куб. м. Пропускная способность “Южного потока” запланирована на уровне 63 млрд. куб. м в год, и теоретически он мог бы взять на себя весь украинский объем. Однако согласно требованиям Евросоюза, “Газпром” может занять только 50% мощности газопровода, а остальные 50% обязан предоставить другим транспортировщикам. Так же обстоят дела и с “Северным потоком” – его мощность составляет 55 млрд. куб м, но “Газпром” может использовать его только наполовину.

Михаил Гончар подчеркнул, что после строительства “Южного потока” у “Газпрома” будет профицит транзитных мощностей, но ни один из альтернативных маршрутов не имеет таких ПХГ, как украинский. “Без ПХГ эти маршруты будут высокорисковыми. Когда звучат лозунги “Вырубим транзит!” или “Украинская ГТС – металлолом” – это не больше чем бравада. Наша ГТС – это газовый аккумулятор, который позволяет системе функционировать бесперебойно как раз на пике потребности в холодную зиму”, – пояснил эксперт.

Глава “Газпрома” подтвердил этот тезис. В прошлую пятницу он заявил журналистам, что компания для минимизации рисков транзита газа через Украину уже начала создание запасов в европейских ПХГ и сможет закачать туда более 5 млрд. куб. м газа. Мало того, “Газпром” также рассматривает возможности еще большего увеличения закачки. Однако Миллер при этом признал, что создание запасов газа в Европе не снижает транзитные риски следующей зимой. (Капитал/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий