Ни для кого не новость что горючее в Украине – продукт импортный, поэтому его цена здесь зависит от нескольких ключевых факторов: цены нефтепродуктов на европейском рынке, курса валют и от стабильности ситуации в стране в целом.
Ситуация на рынке очень динамична, поэтому прогнозировать ситуацию до конца лета сложно, отмечает эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. “До конца июля крупнейшие сети АЗС не будут менять свои цены. Изменения произойдут только по региональным сетям – они увеличатся на 10-15 коп. и коснутся всех регионов. В среднем в Украине увеличение будет не более, чем на 30 коп.”, – считает эксперт. “Крупные сети, которые стоят сейчас высоко, у которых 95-й бензин стоит 16 грн., не поднимут цену вверх только потому, что у них упала реализация. Если они сделают еще один шаг вверх – то реализация еще пойдет на один шаг вниз. А падение сейчас у разных операторов в целом составляет около 20-30%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года”, – пояснил Сиренко.
Падение продаж топлива обусловили два фактора: общая экономическая ситуация в Украине и очень большая цена. “Это два ключевых параметра, которые привели к падению реализации. Цены выросли не из-за новых факторов: это все тот же курс доллара. Мы импортируем бензин и дизтопливо, и внешние котировки на рынке Европы были на высоком уровне по сравнению с прошлым годом. По крайней мере это было в конце мая и начале июня. Доллар вырос – на те же показатели изменилась и розничная цена в Украине на топливо”, – добавил эксперт.
“Сейчас некоторые эксперты так сказать “подогревают” рынок, говорят о подорожании и готовят к тому, что и крупные сети пойдут вверх. Но на сегодня у крупных сетей нет такой сильной аргументации, чтобы защитить высокие цены, чтобы ставить их больше, чем 16 грн.. Поэтому надо делать все, чтобы цена, которая сейчас, продержалась как можно дольше. Новое подорожание приведет к падению реализации, негативным последствиям в экономике. Любой завод, предприятие просто будет на сумму, выделенную на топливо, покупать его меньше. Сейчас в Европе такой более-менее стабильный тренд – то есть, можно в этих ценах торговать, и даже дешевле”, – подытожил Сиренко.
Оснований для подорожания горючего не видит и заместитель директора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев. “Поскольку сейчас цены на нефть вернулись на привычный уровень, то есть $110-111/баррель в среднем, оснований для дальнейшего подорожания бензина и дизельного топлива нет. Поэтому все будет определяться внутренним спросом на эти нефтепродукты и финансовыми рисками, которые сейчас существуют в Украине”, – рассказал эксперт.
“Из-за дестабилизации в восточных областях Украины, сократились объемы реализации нефтепродуктов в этих регионах. Произошло это и из-за низкой платежеспособности населения. Поскольку компании работают в основном на обороте, а не за счет высокой маржи, то они несут очень существенные потери сейчас. Поэтому они поставлены перед выбором – либо поднимать цены и получать дальнейшее сокращение потребления, или удерживать эти цены на уровне, который сформировался и сохранять лояльных покупателей, вводя всевозможные программы лояльности, акции и т. д. И большинство трейдеров выбирают как раз второй вариант. Поэтому существенного подорожания, даже после того, как нефть дорожала до $115/баррель, до девятимесячного максимума, мы не увидели. Я думаю, что трейдеры будут делать всевозможные акции в течение лета, чтобы сохранить клиента и не допустить, чтобы он пошел на заправки с гораздо более низкой ценой, но и неудовлетворительным качеством”, – пояснил Рябцев.
Существенное повышение стоимости где-то в регионах эксперт также не прогнозирует – мало кто в этом заинтересован. “Все понимают, что уже сейчас цена такая, что дальнейшее ее повышение приведет к сокращению потребления. Поэтому трейдеры пытаются делать все, чтобы не допустить повышения цен выше экономически обоснованного уровня”, – добавил он.
Однако, из-за вступления в силу нового “Технического регламента к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу” с 10 июля 2014 г., Рябцев обращает внимание на качество топлива. “На рынке появляется большое количество топлива, которое реализуется по такой же или более низкой цене, но качество которого не соответствует этой цене. И таким образом потребитель вводится в заблуждение относительно характеристик топлива, которое продается. Это смесевые бензины, экологическое топливо, и т. д. Их в последнее время очень много распространилось. Государство не контролирует качество этих смесей, поэтому местные и региональные трейдеры получают возможность под видом 95-го бензина их реализовывать”, – отметил эксперт.
“Важно, чтобы автомобилисты не соблазнялись очень низкой ценой. Наивных трейдеров не существует, поэтому если цена ниже на гривну или более, сравнивая с соседней заправкой, а маркировка та же, то это не означает, что автомобилист нашел альтруиста среди трейдеров. Это означает, что качество этого продукта таково, что позволяет снизить цену на 1-1,5 грн.”, – подчеркнул он.
“Особенно это нужно учитывать с 10 июля, когда будет введен новый технический регламент, который будет определять показатели бензина и дизельного топлива. Вот там вообще будет проблематично контролировать качество, ведь соблюдение национальных стандартов будет делом исключительно добровольным”, – добавил Рябцев. По его словам, отраслевые эксперты обратили внимание правительства на это, однако бюрократическая процедура по внесению корректив в регламента будет долгой и летом мы будем иметь вообще бесконтрольное со стороны государства топливо.
Похоже, что английская поговорка “Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи” станет легко применяемой не только для вещей ежедневного потребления. И примечательным опять же является то, что государство не защищает потребителя от некачественного продукта, оставляя его наедине со своим небогатым личным бюджетом и выбором между качеством и экономией. (Finance.UA/Энергетика Украины и мира)