Антимонопольный комитет подвел предварительные итоги расследования деятельности украинских нефтетрейдеров. По мнению представителей ведомства, большинство отечественных игроков на рынке нефтепродуктов существенно завышают цены для потребителя, а реальная рыночная цена должна составлять порядка 14 грн./л топлива марки А-95. Если по завершению расследования АМКУ не удастся договориться с трейдерами о снижении цены, бизнесменам следует ожидать штрафов, сумма которых может достичь сотен миллионов гривен.

Исполняющий обязанности главы Антимонопольного комитета Николай Бараш рассказал 22 октября, что, по мнению экспертов ведомства, рыночная стоимость бензина марки А-95 европейского качества должна быть установлена на уровне 14,1 грн./л, при условии высокой конкуренции. Если бы рынок был низкоконкурентным, цену можно было бы установить и на уровне 15,3 грн/л, отметил Бараш. К таким выводам эксперты АМКУ пришли в результате проведения расследования, которое инициировано по факту 77 дел ведомства против отечественных нефтетрейдеров. “Мы подведем итоговые результаты расследований, скорее всего, к середине ноября. После этого нефтетрейдерам необходимо будет или принять ответственную позицию, или же готовиться к штрафам за завышение цен для потребителей”, – отметил Бараш.

22 октября комитету удалось собрать в президиуме экспертов научно-технического центра (НТЦ) “Психея”, представителей Министерства энергетики и угольной промышленности и Ассоциации нефтетрейдеров. Руководители НТЦ “Психея” Сергей Сапегин и Геннадий Рябцев представили собственное исследование украинского рынка в сравнении с мировой конъюнктурой, которое в целом подтвердило позицию АМКУ. Вместе с тем, директор департамента по вопросам функционирования и реформирования нефтегазового сектора Минэнерго Андрей Бойчук отметил, что сейчас в его ведомстве также создана экспертная группа, которая изучает аспекты деятельности рынка, и, в частности, вопросы формирования рыночной цены на нефтепродукты в Украине. “На топливном рынке государству необходим оператор, способный осуществлять поставки в объемах, не меньших, чем частные компании. Этот рынок требует интервенций”, – отметил Бойчук.

В свою очередь, президент Ассоциации нефтетрейдеров Украины Леонид Косянчук обратился к присутствующим с жалобой на действия Нацбанка, из-за которых, по его словам, у трейдеров нет возможности купить валюту для расчета с поставщиками. Однако, отвечая на вопрос корреспондента А’, Косянчук не смог сразу назвать конкретных игроков рынка, которых эта проблема затронула, уточнив, что речь идет лишь о 40% всех нефтетрейдеров. Однако впоследствии перечислил основных крупнейших игроков розничного рынка нефтепродуктов, включая, например, компанию Shell. Ранее в Ассоциации нефтетрейдеров отмечали, что ее эта проблема обошла стороной, поскольку Shell является дочерним предприятием крупной иностранной группы компаний и, следовательно, недостатка в валюте не испытывает.

При этом позиция АМКУ выглядит весьма осторожной. Хотя трейдеры и были предупреждены о возможных штрафах, Николай Бараш поспешил отметить, что ведомство все же рассчитывает на мирный диалог с ними. “Конечно, мы можем наложить на участников рынка штрафы, но пока опасаемся это делать, поскольку есть большая вероятность того, что эти санкции фактически будут переложены на потребителей топлива”, – отметил Бараш. По его мнению, вероятность такого развития событий составляет 90-100%, так как доходы нефтетрейдеров полностью обусловлены продажами топлива. “Сумма таких штрафов может быть очень большой. Я предполагаю, что речь идет о сотнях миллионов грн.”,- добавил и. о. главы АМКУ.

Тем не менее, генеральный директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн считает, что АМКУ некорректно ставит вопрос о снижении цен на топливо. “Согласно нашим подсчетам, с учетом нынешней оптовой цены на нефтепродукты, себестоимость бензина марки А-95 составляет 15 грн. за литр. Как его можно продавать по 14 грн. за литр – я не понимаю”, – отмечает Куюн. По его словам, в течение ближайших трех недель есть предпосылки для снижения цены примерно на 1 грн. “Сейчас распродают еще дорогое топливо. Дешевое топливо только идет на заправки”, – говорит гендиректор “А-95”.

Он также добавил, что никто из нефтетрейдеров не будет строить диалог с АМКУ. “Этот разговор, фактически, навязан комитетом. АМКУ за свою историю не выставил ни одного крупного штрафа нефтетрейдерам, так что в ведомстве могут говорить о чем угодно”, – считает Сергей Куюн.

Впрочем, следует отметить, что в марте 2013 г. АМКУ оштрафовал трех крупнейших нефтетрейдеров Украины на общую сумму 150 млн. грн. за антиконкурентное согласованное повышение цен на бензины. Компания “Континент Нефте Трейд” (ТМ WOG) была оштрафована на 93 млн. грн., “Окко-Нефтепродукт” (входит в концерн “Галнафтогаз”; ТМ ОККО) – на 32 млн. грн. и “Альянс-Холдинг” (ТМ Shell), в свою очередь, – на 25 млн. грн. По мнению представителей АМКУ, эти компании в декабре 2010 г. – январе 2011 г. одновременно повысили розничные цены на бензин марок А-92 и А-95 на 60 коп./л. (Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий