В Казахстане наблюдается дефицит и подорожание бензина. Пик нехватки топлива был в конце лета и осенью.
В некоторых регионах из-за этого прошли акции протеста, в городе Рудном даже перекрывали дорогу. Если эту проблему не решать, то будет расти социальная напряженность. Уже сейчас казахстанцы вынуждены экономить. Президент исследовательского центра “Bisam Central Asia” Леонид Гуревич в докладе, представленном на круглом столе аналитической группы КИПР, назвал такие цифры. “Мы опросили небольшую группу автовладельцев. Это около 400 человек. 56% из них сказали, что в последнее время им пришлось уменьшить объем использования топлива. Из-за повышения цен и дефицита 68% опрошенных сказали, что им пришлось сократить другие статьи семейных расходов”, – говорит Леонид Гуревич.
Представитель Минэнерго Нурбек Амангелдыулы указал на то, что мощности отечественных НПЗ не покрывают потребностей внутреннего рынка. “При полной загрузке НПЗ дефицит топлива составляет 30-40%, а восполняется он за счет импорта из России и других государств. В этом году по ряду экономических причин – в том числе из-за корректировки национальной валюты – поставки нефтепродуктов стали снижаться”, – отметил чиновник.
Для решения этой проблемы Минэнерго разработан план мероприятий по стабилизации внутреннего рынка. Однако, по словам экспертов, суть этого плана заключается лишь в сиюминутном решении проблем. Комплексных мер он не предусматривает. “Этот план построен на идее: как бы экстренно выйти из ситуации. Это называется так: как бы нам день простоять и ночь продержаться”, – такую оценку дает экономист Петр Своик.
Главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства науки и образования РК Олег Егоров также отмечает необходимость более комплексного и основательно подхода. “Сегодня мы можем подолгу ждать, когда же нам соседи поставят топливо. Когда новый договор вступить в силу. И т. д. А что мы сами должны делать? Надо строить новый нефтеперерабатывающий завод. Существующие НПЗ в Шымкенте и Павлодаре – это старые объекты. Когда говорят, что шымкентский завод, после его усовершенствования, позволит увеличить переработку нефти с 6 млн. т. до 12 млн. т, то мне это кажется удивительным Шымкентский завод находится почти в центре города, как там строить, расширять? Мы много говорили о Кашагане. А никто разве не задумывается о том, что новый и крупный завод, который можно построить на Западе РК – это выход. И, если захотеть, завод может заработать уже через три года. Есть примеры – в Китае построили НПЗ за два года. Мы, правда, свой комплекс в Карабатане строим с 2005 г. Нежелание развивать эту сферу, нежелание решать вопросы переработки – основная причина нашего дефицита сырья”, – констатирует эксперт.
Сейчас же ситуация такова, что отечественная нефть на 80% уходит на экспортные трубы. “То, что перерабатывается в Павлодаре и Шымкенте, это, зачастую, российское топливо. Мы располагаем 20%”, – отмечает Олег Егоров.
Такие цифры существуют потому, что сама модель экономики в Казахстане скорее экспортная, “на вывоз”, как заметил Петр Своик. “Эту модель необходимо менять. Рынок ГСМ никого из главных представителей этой экономики не интересует. Никто из главных политических и экономических деятелей страны не интересуется рынком ГСМ. В такой ситуации всегда будет дефицит бензина на внутреннем рынке. Его будут закрывать китайца и россияне”, – отметил эксперт.
В целом же, почти все эксперты, высказавшиеся на круглом столе КИПРа, отметили, что в стране, по сути, ЧП с бензином. (Kapital.kz/Энергетика Украины и мира)