Экономика России окажется в состоянии рецессии, если цена на нефть упадет до $60/баррель, заявил министр финансов Антон Силуанов. “Рецессия неизбежна в 2015 г., если ситуация продолжит ухудшаться”, – подчеркнул он.
Вместе с тем министр отметил, что, по всей вероятности, “снижение цены нефти до $70 или $60/баррель не станет долгосрочным трендом”. По его мнению, “цена на нефть будет колебаться в следующем году в диапазоне $80-90”.
Однако Силуанов продолжил, что при условиях, если цены на нефть сохранятся на текущем уровне $80/баррель, а также санкции Запада в отношении России продолжат действовать, рост ВВП страны не превысит 1%. “Мы должны будем разработать более жесткий подход к бюджету и использовать все наши антикризисные возможности. Нам необходимо скорректировать бюджетную политику и пересмотреть приоритеты”, – пояснил он.
При этом, по словам министра финансов, все социальные обязательства будут выполнены, однако “приоритеты второго порядка могут быть отложены на более поздний срок”.
Минэкономразвития ранее сохранило прогноз роста экономики на 0,5% в 2014 г. несмотря на ожидаемую ведомством рецессию в IV квартале, в 2015 г. ждет роста на 1,2%, исходя из отмены санкций и цены нефти в $100/баррель. ЦБ на этой неделе понизил прогноз роста ВВП России в 2014 г. до 0,3% с прежних 0,4%, на 2015 г. прогнозирует нулевые темпы, ожидая сохранения санкций и восстановления упавшей ниже $80/баррель цены нефти до $95 в среднем за год.
Силуанов также выразил уверенность в том, что “снижение цены на нефть и ухудшение ситуации в экономике не будет таким серьезным, как в 2008-2009 гг.”. “Рост восстановится, как только экономика адаптируется к новым условиям”, – объяснил он.
На минувшей неделе президент России Владимир Путин говорил, что сбереженные резервы помогут России противостоять даже “катастрофическому” падению цен на нефть. Президент уточнил, что правительство будет вкладывать распечатанные накопленные резервы только с экономической отдачей, а не просто на решение сиюминутных проблем.
“Такой стране, как наша, даже легче. Почему? Мы – нефтегазодобывающая страна, и мы очень бережно относились к нашим резервам: и к золотовалютным резервам, и к резервам правительства. Они у нас достаточно большие, и это позволяет нам быть уверенными в том, что мы точно совершенно исполним все взятые на себя социальные обязательства и удержим все бюджетные процессы в определенных рамках и всю экономику. А у кого этого нет, вот им-то очень сложно будет, если это будет происходить”, – заключил он. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)