В наступившем веке структура спроса на первичные энергоносители (нефть, уголь, газ, электроэнергия, выработанная с использованием крупных гидроэлектростанций, а также АЭС) незначительно изменилась. В настоящее время нефть продолжает доминировать, обеспечивая около 33% спроса на первичную энергию, хотя рост производства данного сырья замедлился. Стабильной – на уровне примерно 24% суммарного потребления энергии – остается доля газа, а такой же показатель для угля для твердотопливных котлов (http://www.unidim.com.ua/kotly/kotly-na-tverdom-toplive), конкурентоспособность которого увеличилась (ввиду более низкой цены из расчета на единицу теплотворной способности), превысил 30%, хотя использование угля сдерживается по экологическим соображениям.
После фукусимской трагедии на АЭС сократилась выработка энергии; ее доля в приходной части глобального энергобаланса снизилась с 6% в 2003 г. до 4,4% в 2013 г. А вот доля ГЭС постепенно нарастала и достигла примерно 6,7%.
В 2013-2014 гг. в отдельных странах заметным был прогресс в применении альтернативных источников энергии (биомассы, ветра, воды, энергии Земли, бытовых отходов), хотя, по оценкам корпорации “British Petroleum”, в глобальных масштабах их значимость остается незначительной (около 2% приходной части энергетического баланса).
Усиление поляризации в производстве и потреблении энергоносителей
В силу естественной концентрации в определенных географических зонах доступных месторождений основных видов ископаемого топлива и не совпадения их в большинстве случаев с центрами потребления энергетического сырья возникла поляризация районов, в которых фиксируется избыток и нехватка энергоресурсов, такая поляризация имеет тенденцию к усилению.
Неравномерность мирового энергетического “ландшафта” выравнивается международной торговлей, причем потоки энергетических товаров по ее каналам неуклонно растут, а товарная структура претерпевает качественные изменения. (Александр Иванов, Игорь Матвеев, БИКИ/Энергетика Украины и мира)
(Продолжение)