США пообещали инвестировать в газовую промышленность Украины, чтобы помочь ей отказаться от импорта и даже стать экспортером газа.
Однако даже украинские эксперты говорят, что запасов традиционного газа в Украине не хватает, а от добычи сланцевого американские компании уже отказались. Стать экспортером Украина сможет, только серьезно сократив потребление населения и полностью обнулив – в промышленности, говорят эксперты.
Американский посол в Украине Джеффри Пайетт заявил, что при поддержке США украинцы способны начать поставки газа на экспорт. По его словам, до 1970-х годов поставки украинского газа “в Москву и Минск” составляли около 70 млрд. куб. м и продолжались до открытия крупных запасов в Сибири.
“И нет причины, почему Украина не могла бы снова получить тот же статус, – сказал Пайетт в ходе своего выступления на “круглом столе” “Украинский нефтегазовый диалог” (цитата по РИА “Новости”). – Я уверен, что придут инвестиции от американских представителей”.
При этом посол выразил надежду, что украинские власти снизят ренту на газодобычу (с третьего квартала для компаний, работающих с госкомпаниями, она будет составлять 70% стоимости газа).
Однако относительно объемов экспорта украинского газа Пайетт несколько лукавит: по данным с сайта “Нафтогаза Украины”, пик добычи на территории тогда еще советской республики был достигнут в 1975 г. и ее объемы тогда составили 68,7 млрд. куб. м.
Посол Соединенных Штатов назвал прогрессом сложившуюся в украинской нефтегазовой сфере ситуацию, похвалил за это правительство Арсения Яценюка и отметил поддержку США реформ на Украине. В частности, речь идет о повышении тарифов на свет, газ и тепло: Киев увеличил их по требованию МВФ. Газовый тариф для всех категорий потребителей с 1 апреля вырос в среднем на 280%.
Сегодня Украина стать экспортером газа, мягко говоря, не готова. В середине апреля министр энергетики и угольной промышленности страны Владимир Демчишин говорил, что, согласно газовому балансу на 2015 г., собственные потребности Украины составят 40 млрд. куб. м, причем 25 млрд. куб. м Киев планирует импортировать.
Сама Украина добывает около 20 млрд. куб. м газа в год, но ей еще необходимо заполнять подземные газохранилища, которые используются для обеспечения бесперебойного транзита российского газа в Европу в период пикового потребления зимой. По тому же прогнозному балансу, на это потребуется еще 13,8 млрд. куб. м.
Однако глава “Нафтогаза” Андрей Коболев в конце апреля говорил, что к 2020 году добыча Украины может вырасти на 27-29 млрд. куб. м, причем за счет традиционного газа.
А вот, по словам украинского эксперта в сфере энергетики, бывшего пресс-секретаря “Нафтогаза” Валентина Землянского, у Украины нет запасов традиционного газа, позволивших бы так нарастить добычу.
Что же касается сланцевого газа, запасы которого на Украине оцениваются в несколько триллионов кубометров, Землянский напомнил, что такие компании, как Shell и Chevron, которые намеревались разрабатывать местные сланцевые запасы, с Украины уже ушли. Shell заявила, что дальнейшая работа является экономически нецелесообразной, Chevron говорила о том, что украинские власти не исполняют принятых на себя обязательств, не уточнив, впрочем, каких именно. По неофициальной информации, Минфин Украины к условленному сроку (18 ноября 2014 г.) не привел собственные же нормативные акты в соответствие с действующим украинским законодательством.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев также отмечает, что Украина может нарастить добычу исключительно за счет “сланца”. По его словам, добыча сланцевого газа на Украине в принципе возможна, но из-за высокой себестоимости добычи он не сможет конкурировать с традиционным газом, в том числе и российским.
“Именно поэтому были свернуты сланцевые проекты в Польше, – рассказывает Танкаев. – А недра Украины – это та же формация, экономические показатели сланцевой добычи на украинской территории точно такие же, как на польской”.
Танкаев сомневается, что американские компании или банки захотят финансировать сланцевые проекты на Украине. “Разве что средства предоставит само правительство США”, – говорит эксперт.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач указывает, что и сами по себе украинские запасы сланцевого газа являются не доказанными, а лишь прогнозными. “Только чтобы определить, есть ли в украинских недрах реальные запасы “сланца”, нужно вложить много средств и провести массу геолого-разведочных работ”, – отмечает эксперт.
“Украина может стать нетто-экспортером только в случае резкого снижения потребления газа в частном секторе и обнуления потребления в промышленности, – подводит итог Валентин Землянский. – Но это будет самый негативный сценарий получения газовой независимости страны”.
Кстати, примерно об этом же говорили в апреле представители Еврокомиссии. Еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан указывал, что Украине не хватает национального плана действий в области энергоэффективности: если бы она нарастила ее до среднеевропейского уровня, то смогла бы экономить в год около 34 млрд. куб. м, что превышает общее потребление газа в Испании. По словам Хана, это позволило бы Киеву отказаться от импорта газа.
Вице-президент Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович пошел дальше. Он заявил, что в случае эффективной экономии энергоресурсов Украина сможет сама экспортировать газ. Правда, кому Украина могла бы продавать его, Шефчович не пояснил. (Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)