К 2030 г. Россия будет получать 55% от всех добываемых в Арктике углеводородов. Это следует из годового отчета Всемирного нефтяного совета (World Petroleum Council, WPC), с которым ознакомились “Известия”. Согласно прогнозу WPC, добыча нефти на арктическом шельфе России вырастет в 3,6 раза, с нынешних 600 тыс. баррелей н. э./сутки (н.э. – нефтяной эквивалент) до 2,2 млн. баррелей н. э./сутки к 2030 г.

В то же время добыча остальных работающих на шельфе Арктики государств суммарно вырастет в 4,4 раза. У Норвегии суточная добыча увеличится со 100 тыс. до 700 тыс. баррелей, у Канады с 200 тыс. до 900 тыс., а у США – со 100 тыс. до 150 тыс. баррелей. “Исходя из более высоких объемов добычи по сравнению с другими арктическими государствами, Россия сохранит лидерство на шельфе Арктики и будет добывать более половины, порядка 55%, всей арктической нефти ежедневно”, – пояснил аналитик Rystad Energy Джон Марш Дуесунд, подготовивший доклад для WPC.

Через 15 лет основными регионами арктической добычи для России будут шельф Сахалина, Баренцево и Печорское моря, а также Обская губа вместе с шельфом Карского моря, указал он.

Согласно совместным расчетам WPC и Rystad Energy, прирост дадут как уже действующие месторождения, так и открытые, но пока не запущенные в работу. Активный рост добычи придется на период с 2020 г. по 2030 г., к этому моменту добыча станет более рентабельна за счет возвращения нефтяных цен на уровень $100/баррель.

По прогнозам Дуесунда, основной рост в этот период придется на проекты “Газпрома” и его “дочки” – “Газпром нефти” (суммарно владеют 68 лицензиями на арктическом шельфе).

Точками роста аналитик называет Приразломное месторождение (с декабря 2013 г. добыто 300 тыс. т нефти); проект “Сахалин-3” (Киринское месторождение “Газпрома”, коммерческая добыча пока не началась, запасы 162,5 млрд. куб. м газа и 19,1 млн. т газового конденсата) и Штокмановское месторождение (разработка начнется не ранее 2025 г., содержит 3,8 трлн. куб. м газа и 53,4 млн. т газового конденсата).

“Газпром нефть” владеет правом на освоение пяти лицензионных участков на арктическом шельфе России. В настоящее время на Приразломном месторождении уже ведется добыча – это единственный действующий проект по добыче нефти на российском шельфе в Арктике. Планируется, что к 2020 г. объем добычи нефти на Приразломном достигнет 5 млн. т в год. На всех остальных лицензионных участках – Долгинском, Северо-Западном, Хейсовском и Северо-Врангелевском – ведутся геологоразведочные изыскания. В частности, в 2014 г. ООО “Газпромнефть-Сахалин” закончило бурение разведочной скважины на Долгинском месторождении в Баренцевом море”, – рассказали в пресс-службе “Газпром нефти”.

Также к 2030 г., согласно докладу, добыча станет более рентабельна на Южно-Киринском месторождении (эксплуатация намечена на 2018 г.) “Газпрома”. Вместе с “Сахалином-1” (“Роснефть” начала добычу с января этого года) они будут давать 940 тыс. баррелей н. э./сутки. Ближе к 2030 г. начнутся разработка месторождения Каменномысское-море (“Газпром”) и добыча на месторождении Победа (“Роснефть”). Они дадут суммарный прирост в 585 тыс. баррелей н.э./сутки.

Пока все лицензии на арктический шельф России распределены между двумя госкомпаниями – “Роснефтью” (всего 51 лицензия, из них 26 – на шельфе Арктики) и “Газпромом” (всего 68 шельфовых лицензий).

“По половине из этих лицензий уже ведутся активные геологоразведочные работы, по четверти – добыча”, – говорит замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

“Шельф является стратегическим направлением деятельности компании. “Роснефть” владеет 51 лицензией на российском шельфе (включая 26 лицензий на шельфе Арктики) с оценочной ресурсной базой 309 млрд. баррелей н.э., – сообщают в пресс-службе “Роснефти”. – Ускорение роста компании до 2033 г. будет связано с началом коммерческой добычи на шельфе. По оценкам специалистов, к 2050 г. арктический шельф будет обеспечивать от 20% до 30% всей российской нефтедобычи”.

В феврале министр энергетики Александр Новак говорил, что инвестиции “Роснефти” в Арктику в ближайшие 20-25 лет могут составить $500 млрд. В то же время из-за санкций и низких цен на сырье “Роснефть” уже отложила работы по семи лицензиям, но среди них нет перечисленных аналитиками WPC месторождений. В компании говорят, что задержки нет, на начало 2015 года все лицензионные обязательства на шельфовых участках выполняются “Роснефтью” в полном объеме.

На трех участках в Карском море “Роснефть” работала с американской ExxonMobil, которая сегодня приостановила свое участие в проекте. В то же время “Роснефть” продолжает сотрудничать с норвежской Statoil на шельфе Баренцева и Охотского морей и итальянской ENI – в Баренцевом море.

Под давлением санкций тормозятся и проекты “Газпрома”, замечает Алексей Гривач. В конце июня французский партнер “Газпрома” по Штокмановскому месторождению – Total объявил, что продаст 25% в их совместной компании Shtokman Development AG. “Тут вопрос не в рентабельности проектов с точки зрения стоимости добычи, а в их инфраструктуре. По Южно-Киринскому долгое время не могли определиться, как использовать газ, только на днях “Газпром” решил использовать его газ в рамках третьей очереди СПГ проекта “Сахалин-2”, – объясняет эксперт.

Аналитик из Sberbank Investment Research Валерий Нестеров говорит, что есть опасность перенасыщения рынка сжиженным природным газом (СПГ) – из-за этого могут возникнуть проблемы со сбытом арктического газа.

Однако России достались два из трех самых перспективных арктических шельфов, указывают аналитики WPC. Наиболее перспективны разработки арктического шельфа Карского моря, его потенциальные запасы более 90 млрд. баррелей н. э., из них разведанно всего 18 млрд. На втором месте – также российские шельфы Баренцева и Печорского морей (общие запасы – 55 млрд. баррелей, из них разведано 30 млрд.). Далее следует американская Аляска (38 млрд. баррелей запасов, разведано 3 млрд.), российское Восточно-Сибирское море (20 млрд. баррелей), разделенное между Россией и Норвегией Баренцево море (20 млрд. баррелей, разведано 5 млрд.), шельф Северной Канады (18 млрд. баррелей, разведано 4 млрд.), шельф Гренландии (16 млрд. баррелей) и канадский регион Ньюфаундленда и Лабрадора (9 млрд. баррелей запасов, разведано всего 4 млрд.).

По данным доклада, неразведанными остается порядка 80% всех запасов Арктики. С прогнозами WPC согласны в Минэнерго, там тоже рассчитывают на трехкратный рост добычи к 2035 г. “При сохранении общего текущего уровня добычи на уровне порядка 525 млн. т в год в 2035 г. мы рассчитываем, что на шельфе будет добываться порядка 50 млн. т нефти (сегодня 16-17 млн. т), из которых 30-33 млн. т будет арктическая нефть (включая Приразломное месторождение). При этом активная добыча начнется после 2025 г.”, – уточнили в пресс-службе ведомства.

Пока разведанность начальных ресурсов углеводородов континентального шельфа России незначительна и составляет около 10%, из них в Охотском море разведано лишь 19% нефтяных и 20% газовых запасов, в Баренцевом эти показатели близки к 4 и 16% соответственно, в Карском – 0,02% и 8% соответственно, указано в проекте энергостратегии до 2035 г.

По оценке Роснедр, сейчас перспективная площадь шельфа составляет 4,4 млн. кв. км, из них не распределено между компаниями порядка 60%.

Всего, по оценке Минэнерго, суммарные извлекаемые ресурсы российской Арктики оцениваются в 100 млрд. т н. э. – 13 млрд. т нефти и 87 трлн. куб. м газа. (Известия/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий