Турция с середины 2015 г. активно работает над снижением энергетической зависимости от России и диверсификацией источников поставок газа. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Анкару и к активному поиску альтернативы, одной из которых может стать газ из Ирака, а точнее с территории Курдской автономии с 2018 г. Но маловероятно, что курдский газ, если Анкара все же начнет получать его, станет альтернативой российскому.
По данным “Газпрома”, у него с Botas действуют два контракта – на поставку до восьми млрд. куб. м газа по Трансбалканскому маршруту, по “Голубому потоку” – до 12 млрд. куб. м в год. Срок действия первого контракта – до 2022 г. включительно, второго – как минимум до 2028 г. Кроме того, до четырех млрд. куб. м российского газа через “Голубой поток” покупают частные турецкие трейдеры (в рамках либерализации часть объемов была переоформлена на них). Ряд трейдеров заключил с компанией “Газпром-экспорт” долгосрочные контракты на импорт в общей сложности 6 млрд. куб. м газа до 2042 г.
Анкара собирается поставлять газ из Ирака в объеме 10 млрд. куб. м, а с 2020 г. объемы поставок должны будут увеличиться до 20 млрд. куб. м.
Для строительства нового газопровода между Турцией и Курдской автономией, протяженность которого составит 181,5 км, 9 февраля в Анкаре будет проведен тендер, участвовать в котором приглашены местные и иностранные компании.
В 2013 г. Курдская автономия Северного Ирака и Анкара подписали контракт сроком на 50 лет о поставках природного газа в Турцию. Но для инвестирования в какой-либо проект нужна политическая стабильность, которой в настоящее время нет на юге Турции.
Учитывая это, маловероятно, что иностранные компании будут участвовать в тендере на строительство нового газопровода. Но это не означает, что данный проект не будет реализован. Скорее всего, в тендере будут участвовать только местные компании.
Турция, по данным Управления по регулированию энергетического рынка (EPDK), в 2015 г. потребила 52 млрд. куб. м газа, ежегодный рост потребления газа в Турции составляет 5%.
То есть, как бы Анкара ни старалась избавиться от энергетической зависимости, в связи с ростом потребления природного газа в стране вряд ли это ей удастся. Максимум, что Анкара сможет добиться, – это диверсификации источников природного газа. (Trend/Энергетика Украины и мира)