Украина не сможет привлечь иностранного инвестора в управление газотранспортной системой без ее отделения от подземных хранилищ, считают в НАК “Нафтогаз Украины”.
“Западные компании заинтересованы в бизнесе транспортировки газа, а не в развитии сегмента хранения газа, на данный момент убыточного как в Украине, так и в Европе (из-за излишек предложения газа, сужения спреда между ценами на газ зимой и летом”, – указано в презентации, посвященной реформированию НАК.
В “Нафтогазе Украины” отметили, что сегмент хранения газа в 2014 г. принес убыток в 3 млрд. грн. (против 0,7 млрд. грн. годом ранее) по МСФО.
“Стоимость наших ПХГ (крупнейших в Европе) – очень большая, а инвесторы не заинтересованы осуществлять значительные капиталовложения в этот сегмент – потому что бизнес убыточный, нет стратегии его развития, а “Газпром” блокирует интерконнекторы”, – резюмируют в компании
В то же время, в НАКе уверены, что привлечение инвестора в управление ГТС является жизненно важным – это даст шанс загрузить систему работой, усовершенствовать ее и привести работу к стандартам прозрачности.
В компании предлагают определить оператором ГТС новую компанию – ПАО “Магистральные газопроводы Украины”, которая будет работать в структуре Фонда госимущества и эксплуатировать инфраструктуру на правах хозяйственного ведания. В свою очередь ПХГ, по мнению НАК, должны остаться в “Укртрансгазе”, который и далее будет принадлежать “Нафтогазу Украины”.
“Разделение деятельности по транспортировке и хранению природного газа является общеевропейской практикой, 2/3 операторов газохранилищ отделены от операторов ГТС. Только в четырех европейских странах операторы ПХГ не отделены от операторов ГТС”, – резюмировали в НАКе.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин выступает категорически против разделения ГТС и ПХГ, хочет вернуть “Укртрансгаз” в управление своего ведомства. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)