На прошлой неделе Министерство энергетики и угольной промышленности отмечало маленький юбилей: выпуск пятого бюллетеня с рекомендуемыми розничными ценами на бензины и дизельное топливо. По расчетам специалистов Владимира Демчишина, в течение первой декады марта самое популярное топливо в стране – А-95 – должно стоить 20,48 грн./л, а дизель – продаваться в среднем по стране за 17,67 грн./л.
Эти цифры всего на 1-3% больше рекомендованных Минэнергоугля цен на третью декаду февраля, поэтому удивить ими украинцев, переживших в прошлом году инфляцию в 43%, крайне сложно. Но такое мировосприятие переворачивается, если сравнить теоретические расчеты министерства с реалиями рынка. Так, вычисленная цена того же 95-го на 7% больше сегодняшних фактических цен на стелах АЗС, а расчетная такса на дизель превышает установленные аж на 11%.
Решение о “формульном подходе” было принято в середине января на совещании министра Демчишина с ключевыми нефтетрейдерами, посвященном установлению рыночных цен на топливо в Украине. Тогда глава Минэнергоугля обратил внимание на то, что стоимость горючего в стране не реагирует на затяжное падение котировок нефти в мире. В ответ операторы сфокусировались на структуре цены бензина, в которой налоги и акциз занимают больше половины стоимости, тем самым недвузначно намекая на то, что снижение цены на горючее не может полностью соответствовать ценовым трендам нефти.
Обменявшись аргументами, стороны пришли, как тогда казалось, к компромиссу: созданию консультационно-аналитической группы (при участии Минэкономики, ГФС и НБУ), которая будет ежедекадно рассчитывать и публиковать экономически обоснованные цены. Но даже беглого взгляда на эти расчеты достаточно чтобы понять, что индикативные цены на топливо пока еще ни разу не были ниже фактических.
В общем, получился своеобразный аналог “формулы Алексея Миллера”, который при любых обстоятельствах давал ориентир вверх. Для заговорщиков это является прямым доказательством коррупции: мол, власть осознанно работает на повышение маржинальных доходов трейдеров. Но все не так однозначно. Во-первых, никто не отменял политического популизма, под давлением которого правительство всегда стремится загнать цены вниз. Особенно если речь идет о таких социально чувствительных товарах, как нефтепродукты. Во-вторых, в постоянном удорожании топлива не заинтересованы и сами операторы, потому что за каждый существенный скачок цены они расплачиваются сокращением объемов продаж. Яркое подтверждение тому – опыт прошлого года, в течение которого потребление дизеля сократилось по отношению к 2014 г. на 13% до 4,56 млн. т, а бензина рухнуло на 24% до 2,34 млн. т.
Правда, эти контраргументы совсем не отменяют заинтересованность трейдеров в переводе рынка на так называемое формульное ценообразование. С одной стороны, потому что эти расчеты упреждено выводят их из-под удара Антимонопольного комитета Украины: компании невозможно обвинить в завышенных ценах, когда они торгуют ниже официально установленных тарифов. Ну а во-вторых, индикативная цена – это прекрасный способ прогнозирования доходности бизнеса на краткосрочную перспективу, а значит – повышение его эффективности. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)