Группа Дмитрия Фирташа готовится к почетным проводам одного из бывших фаворитов газового рынка – ООО “Лидергаз”. Прецедент для этого был создан буквально на днях, когда родственная этому предприятию структура выставила ему счет более чем на 3 млрд. грн.
Оплатить долг компании нечем, поэтому ей впору готовиться к ликвидации. При этом на дно с собой “Лидергаз” унесет миллиардную дебиторку химических заводов Фирташа, тем самым, поставив большой знак вопроса под их расчетами с “Нафтогазом Украины”.
Основные задачи “Лидергаза” были определены со времен основания компании в 2009 г. – распределение и поставка газа. Планы ее основателя киевского бизнесмена Евгения Пастуха были незатейливыми: получить лицензию на операции с голубым топливом по нерегулируемому тарифу и зарабатывать на перепродаже энергоресурса. В первый год существования трейдер, на языке участников рынка, “возил газ ведрами” – то есть продавал скромные объемы. Но уже в 2010 г. его выкупила кипрская Menga Establishment Limited, после чего жизнь компании круто изменилась.
По данным “ДС”, на первых порах эта компания стала одним из основных контрагентов оператора национальной системы газопроводов – “Укртрансгаз”. А спустя некоторое время “Лидергаз” стал непосредственным продавцом в Украине импортного российского газа, который ему под реализацию поставлял Ostchem Holding Limited – базовая компания холдинга, под крылом которого были объединены химические предприятия Дмитрия Фирташа.
Динамичное развитие структур бывшего заводчика песцов из Черновцов на этом поприще объяснялось банально. В те годы “Укртрансгазом” руководил Сергей Винокуров – экс-глава “Остхем Украина”. Правда, после миграции Виктора Януковича в Россию в 2014 г. Фирташ потерял оперативный контроль над оператором ГТС, а вместе с ним и возможность зарабатывать на торговле природным газом.
Под давлением этих обстоятельств “Лидергаз” был вынужден резко сбавить торговые обороты, которые в период расцвета его деятельности достигали $700 млн. ежегодно. Но, несмотря на нынешние скромные функции, компании удалось оказаться в центре скандала. Как выяснила “ДС”, в мая к ней было предъявлено сразу три иска на общую сумму 3,4 млрд. грн. Автор этих заявлений – кипрская компания Staher Investments Limited, иски которой будут рассмотрены Хозяйственным судом Киева буквально на днях: по претензиям на сумму 1 млрд. грн. – 30 мая, а по двум идентичным долгам в 1,2 млрд. грн. каждый – 2 и 9 июня. Указанные миллиардные долги были сформированы “Лидергазом” в результате неоплаты голубого топлива, которое компания получала под реализацию в рамках соответствующего договора с киприотами.
Угадать исход указанных процессов можно уже сейчас в высокой степенью вероятности, учитывая, что и истец, и ответчик считаются близкими к одному и тому же человеку, который с 2014 г. очень хочет покинуть Австрию, но при этом стремится всеми силами не попасть в США. Тот факт, что Staher Investments Limited входит в орбиту Фирташа, подтверждают данные Окружного суда Северного округа Иллинойского дивизиона США, где слушается дело об обвинении Дмитрия Фирташа в даче взятки индийским чиновникам для получения разрешений на разработку месторождений титана в Индии. А близость к газовому олигарху “Лидергаза”, оформленного сейчас на юного жителя села Солоницевка Харьковской области Вадима Дворака, подтверждается тесной интеграцией этой компании, обслуживавшейся в банке “Надра” Фирташа, в газовые операции внутри группы Ostchem с участием комбинатов “Азот” и “Стирол”. Вопрос в другом: зачем Staher Investments решила вытаскивать долги из родственной компании принудительно?
По одной из версий, эта инициатива может быть связана с желанием пустить процесс банкротства и последующей ликвидации “Лидергаза”, тем самым поставив точку в многочисленных уголовных производствах Генпрокуратуры, расследующих причинение упомянутому “Укртрансгазу” убытков на 650 млн. грн. компаниями-прокладками, в числе которых упоминается этот трейдер. Но есть сценарий поинтереснее.
Сумма сегодняшних долгов “Лидергаза” перед химиками как раз соответствует размеру долгов этого ООО перед Staher Investments Limited – больше 3 млрд. грн. 650 млн. грн. за ней числится перед черкасским “Азотом”, 1,3 млрд. грн. – перед концерном “Стирол”, 570 млн. грн. – перед “Ровноазотом” и 500 млн. грн. – перед северодонецким “Азотом”. Таким образом, сейчас “Лидергаз” по факту должен деньги сразу на два фронта.
С одной стороны, это можно считать внутренними проблемами основателя Group DF. Но есть одно “но”. Отсутствие возможности “Лидергаза” рассчитаться с химиками означает, что у этих предприятий, скорее всего, не будет денег на погашение многомиллиардных долгов перед “Нафтогазом Украины”. В лучшем случае это приведет к срыву двухгодичного графика погашения этой кредиторки, о котором недавно договорились Ostchem и НАК. Но если повезет, ряд предприятий Фирташа, и прежде всего, базирующиеся в зоне проведения АТО “Стирол” и северодонецкий “Азот”, чьи производственные мощности сейчас простаивают, могут попытаться и вовсе списать свои долги перед “Нафтогазом”. О какой сумме речь? По удивительному стечению обстоятельств, она почти соответствует размеру долгов “Лидергаза” перед химиками – 2,8 млрд. грн. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)