На украинских заправках заметно подорожали дизельное топливо и сжиженный газ. Одной из причин роста стоимости ДТ стало одномоментное повышение его цены на заправках группы “Приват”. На увеличение стоимости сжиженного газа повлияли санкции украинского правительства в отношении одного из крупнейших российских экспортеров этого топлива.
Стоимость всех видов топлива на автозаправках выросла с начала ноября. Существеннее всего повысились цены на дизельное топливо и сжиженный газ. К примеру, если 1 ноября дизель стоил около 20 грн./л, то уже 22 ноября его стоимость возросла на 60 коп. – до 20,60 грн./л. Также заметно изменилась стоимость сжиженного газа. На заправках его цена поднялась на 55 коп. – с 11,65 грн./л до 12,20 грн./л. На 30 коп. за тот же период поднялась стоимость бензина А-95 – с 22,90 грн./л до 22,20 грн./л, а А-95 – на 15 коп. (c 22,20 грн./л до 22,35 грн./л).
Как поясняют эксперты топливного рынка, рост цен на ДТ связан с увеличением котировок на оптовом рынке дизеля, который продолжался весь октябрь (к рознице этот рост докатился только в начале ноября). К факторам, влияющим на рост цены на ДТ, можно отнести и переход АЗС с летнего на зимний дизель, который осуществляется, согласно техрегламенту, до середины ноября. “В связи с этим летний ресурс был весь продан, и операторы закупили дорогой зимний продукт в октябре по высоким котировкам и ценам”, – говорит директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Кроме того, по словам директора специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, 8 ноября 1625 заправок группы “Приват” подняли цены на ДТ. “Результатом внезапного и значительного (на 1 грн/л) подорожания дизельного топлива стала цепная реакция, прокатившаяся по всем сетям нижнего ценового диапазона”, – говорит эксперт.
Объясняя это событие, некоторые участники рынка предполагают, что “не сработала” одна из схем “оптимизации” налогообложения, эффективно используемых “Приватом” на протяжении последних лет, но доказать это никто не может. Нет единого мнения и в отношении того, нужно ли ожидать подорожания других нефтепродуктов, реализуемых на заправках группы.
При этом с импортом дизеля проблем на сегодняшний день нет. Основные поставки этого топлива в Украину сейчас осуществляются из Беларуси, Литвы, России, Греции и Израиля железнодорожным, морским и трубопроводным транспортом.
По данным консалтинговой группы А-95, в октябре импорт ДТ в Украину составил рекордные 598 тыс. т, а баланс ДТ (собственное производство плюс импорт) – также рекордные 645 тыс. т. В связи с этим на нефтебазах сейчас даже ощущается небольшой профицит дизеля, связанный с окончанием периода уборки урожая аграриями. С учетом снижения ноябрьских котировок на дизтопливо и относительной стабилизации курса гривны, а также сезонного снижения потребления ДТ эксперты говорят и о потенциале падения его стоимости в ближайшем будущем. Эти факторы должны позитивно отразиться и на стоимости бензинов, цены на которые стабилизировались после октябрьского скачка, который был вызван ростом оптовых цен и перебоями поставок из Беларуси.
“Изменение тренда на межбанковском валютном рынке в минувший четверг восстановило до 70-80 коп./л частично утраченный 10-15 ноября экономический потенциал для снижения стоимости бензина и дизельного топлива. Если курс национальной валюты вернется в интервал 25,60-25,70 грн./$, то скидки для лояльных клиентов в розничных сетях вновь возрастут”, – говорит Геннадий Рябцев. При этом индикативные цены ближайшей недели для бензина А-95 (Евро 4) и дизельного топлива того же экологического класса сохранятся на отметках 22,94 и 20,68 грн./л соответственно.
Сложнее обстоят дела с формированием стоимости сжиженного газа (пропан-бутан). Возврат его цены к сентябрьскому уровню произошел после введения Украиной 19 октября санкций в отношении компании “СГ-Транс”, предоставлявшей услуги по перевозке российских нефтепродуктов по железной дороге. По данным консалтинговой компании UPECO, поставки сжиженного газа из России в цистернах “СГ-Транса” составляют более 50% месячного импорта из этой страны, или около 50 тыс. т.
Хотя спрос на сжиженный нефтяной газ как более дешевый вид топлива постоянно растет, его производство в Украине последовательно сокращается. Как следствие, наша страна, еще всего восемь лет назад полностью обеспечивавшая свои потребности в пропан-бутане, в настоящее время на 70% зависит от импорта. Почти весь ресурс ввозится в Украину из РФ и Беларуси. Недостаточно диверсифицированные поставки неоднократно становились причиной возникновения серьезного дефицита топлива (как, например, в июле-сентябре нынешнего года, когда рынок недосчитался трети месячного потребления, а розничные цены выросли более чем на 40%). В настоящее время предложение и спрос сжиженного газа на украинских АЗС уравновешены, поэтому эксперты не ожидают дальнейшего роста цен на этот вид топлива.
Сдерживать ценовую политику ритейлеров по всем видам топлива должно и решение Антимонопольного комитета Украины, который в конце октября оштрафовал семь операторов автозаправочных станций на 204,325 млн. грн. за согласованные антиконкурентные действия на рынке розничной реализации бензина А-95 с января 2013 г. по январь 2016 г. Среди нарушителей антимонопольного законодательства оказались компании “Золотой экватор”, “WOG Ритейл”, “ОККО-Нефтепродукт”, “Альянс Холдинг”, AMIK Украина, Socar Petroleum и “Параллель”. (Апостроф/Энергетика Украины и мира)