Вновь начавшаяся в США “сланцевая лихорадка” может привести к разрушению нефтяного рынка, прежде всего, “сланцевой индустрии” страны. Такое заявление сделал нефтяник-миллиардер и глава компании Continental Resources Харольд Хамм в Хьюстоне, где на прошлой неделе завершилась конференция CERAWeek. Слова Хамма прозвучали диссонансом по отношению к выступлениям других участников конференции.
Представители ряда “сланцевых” компаний сообщили о планах увеличения добычи в США, что уже оказала влияние на рынок и привело к падению котировок американского эталонного сорта WTI ниже 50/барр.
Глава Continental Resources считает, что угроза для американской нефтяной отрасли состоит в быстром росте инвестиций в разработку сланцевых месторождений за счет кредитных средств. При этом рост инвестиций наблюдается не только со стороны малых и средних компаний. Нефтяные гиганты – ExxonMobil, Chevron, Shell – также делают ставку на увеличение добычи сланцевой нефти.
Хамм признает, что добыча нефти в США может значительно возрасти на фоне стремительного роста капитальных вложений в бурение, “но было бы лучше осуществлять инвестиции сдержанно, иначе это закончится разрушением рынка”. Он уверен, что многие нефтяные компании сами роют себе могилу, поскольку максимально возможное увеличение добычи в течение короткого времени приведет к падению цен на нефть до столь низкого уровня, при котором они не смогут выжить.
Осторожность Хамма объяснима. Continental Resources владеет самыми большими лицензионными участками на структуре Bakken, расположенной на Севере США – в штатах Северная Дакота и Монтана. Падение цен на нефть стало тяжелым испытанием для компании. Чистый убыток в 2016 г. достиг $399,7 млн. по сравнению с $353,7 млн. годом ранее. В отличие от других американских нефтегазовых предприятий, Continental Resources проводит очень осторожную инвестиционную политику и не намерена значительно увеличивать затраты на разработку сланцевых месторождений. Если в прошлом году совокупная добыча нефти и газа составила 216,9 барр. н. э./сут., то в этом году – в соответствии с планами компаниями – она возрастет до 220-230 барр. н. э./сут.
“Наш потенциал позволяет залить рынок (нефтью), но на нас лежит большая ответственность не допустить этого”, – призвал Хамм американских нефтяников.
В отличие от Хамма руководители других американских компаний – Нess, Chesapeake Energy, Pioneer Natural Resources – на конференции CERAWeek озвучили планы об увеличении затрат с целью скорейшего наращивания добычи сланцевой нефти. Пока серьезных успехов удалось добиться только на Permian Basin в Техасе, где добыча за последние шесть месяцев выросла более, чем на 250 тыс. барр./сут., составив 2,25 млн. барр./сут. в феврале 2017 г. В прошлом году в пределах структуры были приобретены лицензионные участки на $28 млрд. – в три раза больше, чем годом ранее.
Теперь настал черед других регионов. “Мы возвращаемся к росту на Bakken”, – сообщил глава Hess Джон Хесс во время проведения CERAWeek. Компания намерена увеличить количество буровых установок и нарастить добычу минимум на десяти участка, где при текущих ценах Hess рассчитывает получить прибыль.
Однако из-за увеличения добычи и роста запасов в США нефтяные котировки 8 марта пошли вниз. Некоторые аналитики полагают, что в этом году мы уже видели максимальные цены. Согласно прогнозу агентства Oilprice, если не удастся ликвидировать избыток предложения, то средняя цена на нефть в этом и следующем году составит около $40/барр.
Согласно данным юридической компании Haynes and Boone с начала января 2015 г. по конец февраля 2017 г. в Северной Америки разорились 119 нефтегазовых предприятий, из которых 55 вели добычу в Техасе. В январе-феврале 2017 г. из шести обанкротившихся компаний 5 оказались из Техаса. При этом, средняя цена на WTI в начале года превышала $50/барр. Совокупный долг компаний-банкротов на 1 марта 2017 г. достиг $79,7 млрд, включая 47,9 млрд необеспеченной задолженности.
Генеральный секретарь ОПЕК Мохамед Баркиндо встретился с руководителями американских компаний перед началом CERWeek, чтобы обсудить совместные меры для ликвидации избытка предложения углеводородов в мире. Стороны обменялись мнениями, американцы даже с пониманием отнеслись к роли ОПЕК на нефтяном рынке, но о конкретных мерах договориться не смогли.
При этом, американцы выразили надежду, что картель продлит соглашение о сокращении добычи на второе полугодие 2017 г. Очередная встреча представителей стран-участниц ОПЕК, где будет обсуждаться этот вопрос, должна состояться в Вене 25 мая.
“Это действительно здорово, что сланцевые компании понимают значение ОПЕК… Мы же все в одной лодке”, – подытожил результаты встречи глава Hess.
На прошлой неделе в Эр-Рияде состоялась неофициальные переговоры между руководством Министерства энергетики Саудовской Аравии – крупнейшего экспортера нефти в мире – и представителями американских компаний, включая Anadarko, ConocoPhillips, Occidental Petroleum, Pioneer Natural Resources, Newfield Exploration и EOG Resources.
По сообщениям СМИ, которым стало известно о переговорах, саудовцы дали понять американцам, что не намерены увеличивать объем сокращения добычи для достижения баланса спроса и предложения на рынке углеводородов. Более того, было заявлено, что ОПЕК снимает с себя ответственность, в случае обвала цен из-за избытка предложения на нефтяном рынке.
Пока снижение предложения со стороны ОПЕК и других стран – в том числе России – превышает объемы увеличения добычи в США. По данным независимых агентств, в феврале ОПЕК сократила добычу почти на 1,1 млн. барр./сут. или на 94% от согласованного объема в 1,2 млн. барр./сут. При этом экспорт упал до 29,87 млн. барр./сут.
Российская нефтяная отрасль также снижает объемы производства, хотя не так быстро, как ОПЕК. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, добыча нефти в России уменьшилась на 156 тыс. барр./сут., а согласованный с ОПЕК объем сокращения – 300 тыс. барр./сут. – может быть достигнут уже в следующем месяце.
Сдерживать падение цен на нефть помогает Китай. Несмотря на замедление темпов роста китайской экономики, поставки нефти в эту страну достигли рекорда в декабре 2016 г. – 8,57 млн. барр./сут., а в январе – феврале этого года импорт превышал 8 млн. барр./сут. Китай остается крупнейшим импортером нефти в мире. По данным EIA (Управления энергетической информации) на 3 марта 2017 г., нетто-импорт в США составил 7,25 млн. барр./сут. (Прайм/Энергетика Украины и мира)