Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

США: Трамп хочет добиться энергетического доминирования

США стали экспортировать природный газ и нефть во время президентства Барака Обамы. В декабре 2015 г. Обама снял часть ограничений на экспорт нефти, которые действовали в США со времен нефтяного кризиса 70-х. При нем были построены газопроводы и СПГ-терминалы в штатах Луизиана и Мэриленд для экспорта природного газа за рубеж. При Обаме широкое применение в США получила технология добычи сланцевого газа и нефти методом гидроразрыва.

Дональд Трамп решил развить наработки Обамы в рамках своей программы “Make America great again” (“Сделай Америку снова великой”), которая направлена на укрепление американской экономики. Краеугольным камнем политики энергетического доминирования США является отмена законодательных ограничений на добычу нефти, природного газа и угля внутри страны и увеличение экспорта энергоносителей на международные рынки. На текущий момент США поставляют природный газ в Мексику, Чили, Китай, Индию, Аргентину. Что касается экспорта в Европу, то данное направление пока не слишком развито. В 2016-17 гг. США осуществляли поставки природного газа в танкерах в Португалию, Испанию, Италию, Голландию, Польшу. В планах США увеличить экспорт угля в Индию, Бразилию, Голландию и другие страны Европы.

С помощью увеличения экспорта природного газа Белый Дом рассчитывает сократить дефицит торговли США. В прошлом году дефицит бюджета США достиг 502,3 млрд долл. – самой высокой отметки с 2012 г. Проблема в том, что американцы стали больше покупать товаров за рубежом, чем продавать на внешние рынки. Особенно это касается товаров народного потребления и автомобилей. По мнению Дональда Трампа, если США будут добывать нефть и газ без ограничений, то ВВП США вырастет на 127 млрд. долл. По оценкам организации American Action Forum, экспорт природного газа до 2040 г. позволит увеличить объем торговли США на 1,6 трлн. долл. Дональд Трамп вышел из Парижского соглашения, отменил план развития альтернативной энергетики предыдущей администрации ради стимулирования развития угольной и нефтегазовой промышленности. В течение 10 лет США планируют инвестировать 1 трлн долл. в развитие инфраструктурных проектов, связанных с энергетикой.

Республиканцы хотят создать новые рабочие места для промышленников. На сегодняшний день драйверами американской экономики является сфера услуг и высокие технологии, но не тяжелая индустрия. Значительное количество американских сварщиков, инженеров и машиностроителей сидят без дела из-за сворачивания нерентабельных производств в индустриальных городах так называемого “Ржавого пояса” (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана, Мичиган, Иллинойс) и поступления на американский рынок более дешевой промышленной продукции из стран Азии. Кризис переживает угольная промышленность США из-за того, что электростанции стали переходить на природный газ. Трамп убежден, что благодаря увеличению добычи полезных ресурсов будут созданы 500 тыс. рабочих мест. На текущий момент в энергетическом секторе США работают 6,4 млн. американцев. Средняя зарплата составляет 90 тыс. долл. в год. Если инициатива Трампа будет реализована, то в течение семи лет ежегодный объем средств для начисления зарплат занятых в энергетическом секторе вырастет на 30 млрд долл.

В ходе разработки нефтегазовых месторождений потребуются услуги большого количества инженеров, геологов, водителей, сварщиков и других специалистов промышленного сектора. Заказы получат смежные отрасли: ремонтные предприятия, производители бурильного оборудования, транспортных средств, металлоконструкций. Вблизи новых месторождений будут развиваться гостиничный бизнес, заведения общественного питания.

В США существует большой потенциал для реализации политики энергетического доминирования. Около 60% нефтяных месторождений США не разрабатываются из-за законодательных ограничений. Подтвержденные запасы нефти в США оцениваются в 35 млрд баррелей (10-е место в мире), запасы природного газа составляют 9,86 трлн куб. м (5-е место в мире). В течение 2018-20 гг. планируется построить 4 новых СПГ-терминала. Это позволит США стать третьим по величине экспортером сжиженного природного газа после Австралии и Катара.

Политика – продолжение экономики

По мнению министра энергетики США Рика Перри, США смогут найти много “друзей” среди стран-покупателей американских энергоресурсов. Министр энергетики убежден, что энергетическое доминирование Америки означает ее самодостаточность и защищенность от тех стран, которые используют энергетику как экономический инструмент, включая Россию. США могут использовать увеличение экспорта природного газа в качестве политического инструмента. Сотрудничество в энергетической сфере усиливает взаимозависимость между странами, появляются основания для сближения в политической сфере.

В отношениях с Евросоюзом администрация республиканцев может использовать поставки сжиженного газа для снижения зависимости европейских потребителей от российской компании “Газпром”. Данный подход отвечает приоритетам ЕС по сокращению зависимости от отдельных поставщиков. Республиканцы могут укрепить доверие европейцев, которые не довольны выходом США из Парижского соглашения, нежеланием заключать соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве.

США могут укрепить влияние в странах Центрально-Восточной Европы. Польша выступала против реализации проекта газопровода “Северный поток-2” и заинтересована в снижении зависимости от российского природного газа. Перед саммитом “Большой двадцатки” Трамп намерен встретиться с лидерами стран Центрально-Восточной Европы в Варшаве, чтобы обсудить с ними перспективы сотрудничества в сфере энергетики. США рассчитывают договориться о поставках сжиженного природного газа и других энергоресурсов.

Однако США не смогут в ближайшем будущем вытеснить российский газ с рынка ЕС. Доля природного газа из РФ на газовом рынке ЕС составляет 33%. В 2016 г. Россия экспортировала в ЕС 118 млрд куб. м природного газа, увеличив поставки на 15%. Существующие мощности США производят 18,6 млрд куб. м сжиженного газа в год. При благоприятных обстоятельствах Штаты могут увеличить объем экспорта до 96 млрд куб. м до 2020 г. По данным Forbes, РФ может специально снижать цену на свой природный газ для того, чтобы сделать американский газ неконкурентоспособным. Экспортный потенциал США и России на газовом рынке не сопоставимы.

Перспективы для Украины

В ходе встречи президента Петра Порошенко с американским коллегой Дональдом Трампом и министром энергетики США Риком Перри обсуждались перспективы поставок в Украину сжиженного газа из Луизианы и угля из Пенсильвании. Трамп во время обоснования политики энергетического доминирования заявил, что Украине нужны “миллионы и миллионы т угля”.

Расширение направлений импорта угля является насущным вопросом для Украины. Потеря контроля над ОРДЛО лишила Украину доступа к львиной доле донбасского угля. Из-за блокады Донбасса Украина в этом году испытывала перебои с поставками угля с оккупированных территорий. Уголь является одним из основных видов топлива, на котором работают украинские теплоэлектростанции. Перебои с поставками грозят веерными отключениями электроэнергии для украинских потребителей. В 2016 г. Украина закупила 15,6 млн. т преимущественно коксующегося угля на сумму 1,4 млрд. долл. Большая часть угля закупается в России (61,78%).

Для США увеличение экспорта угля в Украину интересно для того, чтобы компенсировать потери на других рынках. В прошлом году Канада, Голландия, Индия, Южная Корея сократили импорт американского угля. Тогда Украина закупила в США угля на 212 млн. долл. Доля США составляет 14,46% в импорте угля. Проблема лишь в цене. Американский уголь в 2016 г. обошелся Украине дороже (112 долл. за ту), чем российский (85 долл. за ту). Увеличение объемов импорта американского угля будет выгодно для Киева, если Вашингтон сделает хорошую скидку.

Импортировать сжиженный газ из США на текущий момент невозможно, поскольку в украинских портах нет СПГ-терминалов для приема сжиженного газа. Вопрос строительства подобного объекта муссируется в правительственных кругах уже давно. Стоимость СПГ-терминала мощностью 10 млрд куб. м газа в год оценивалась в 2,5 млрд долл. в 2010 г. В 2012 г. прорабатывалась возможность строительства СПГ-терминала в районе порта Южный в Одесской области. Реализацию проекта должна была возглавить испанская фирма Gas Natural. Вопрос повис в воздухе в связи с событиями Евромайдана и сменой власти в Украине. В 2014 г. о проекте вспомнил экс-премьер-министр Арсений Яценюк, который заявил о том, что Украина сохраняет планы по строительству СПГ-терминала. В июле 2015 г. компания “Нафтогаз Украины” подписала меморандум с американской компанией Frontera Resources о проекте импорта сжиженного газа.

Поставка энергоносителей из США выгодна для Украины в условиях поиска путей по сокращению энергетической зависимости от России. Вопрос лишь в цене на американский газ и уголь для украинских потребителей, от которой будет зависеть выгода от сотрудничества. (Георгий Кухалейшвили, 112.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version