Депутаты Верховной Рады Украины готовятся к каникулам. Остается лишь одна сессионная неделя, но она может принести много неожиданностей. И хотя перечень законопроектов, которые должны рассмотреть народные избранники в конце текущей сессии, еще не определен, в нем “внезапно” могут оказаться такие проекты, которые не удалось “протащить” ранее.
К таким проектам можно отнести и доработанный Проект Закона “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования использования бытовых отходов как альтернативного источника энергии” №4835-Д. Вероятность вынесения его в зал в последнюю неделю работы высшего законодательного органа очень высока, поскольку на заседании Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности 21 июня 2017 г. его было принято за основу.
Что именно Комитет будет предлагать народным депутатам, остается загадкой, поскольку по состоянию на 7 июля, этот законопроект не был обнародован на сайте Верховной Рады, следовательно финального текста увидеть невозможно пока. Но как стало известно из экспертных кругов, речь идет о немного измененном и хорошо известном (не с лучшей стороны) проекте закона №4835, поданном более года назад. И именно поэтому его возможное принятие вызывает беспокойство природоохранных организаций и общественности.
Не останавливаясь подробно на анализе данного законопроекта – о его неоднозначных положениях СМИ в свое время писали много, а в фейсбуке активисты и экологи организовали флешмоб “сжиганию – бан”. Напомню лишь о его наиболее противоречивых положениях.
Во-первых, авторы законопроекта предлагают отнести бытовые отходы к альтернативным источникам энергии, к которым относятся солнечная энергия, ветровая, геотермальная, энергия волн и приливов. А также установить “зеленый тариф” на электроэнергию, произведенную из такого “альтернативного” источника!
Но, не секрет, что возобновляемую энергию получают из природных ресурсов, которые пополняются естественным путем. Твердые бытовые отходы содержат компоненты, произведенные из исчерпаемых источников энергии (нефть, газ и тому подобное). Приравнивать энергию от сжигания ТБО к альтернативной (возобновляемой) – неправильно, особенно учитывая то, что сжигание – это уничтожение ресурсов (определенных видов отходов), которые можно вернуть во вторичный оборот.
Кроме того, предлагая использование бытовых отходов как источника энергии, авторы законопроекта ничего не говорят об их предварительной сортировке на разные составляющие. Правда, разъясняя понятие “энергетическая утилизация отходов” авторы отмечают необходимость “подготовки отходов для использования в качестве альтернативного топлива”, но при этом не дают этому процессу четкого определения.
Таким образом можно утверждать, что при сжигании бытовых отходов (не сортированных!) будет образовываться множество вредных веществ, в первую очередь, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), токсичные тяжелые металлы и диоксины (сильнейшие канцерогены и мутагены), которые будут попадать в воздух. Также отсутствие раздельного сбора отходов в Украине усилит риск попадания в состав твердых бытовых отходов опасных материалов, что повышать вредное влияние использования подобного “альтернативного источника энергии” на окружающую среду. В конце концов это приведет к значительному ухудшению здоровья большого количества людей, особенно тех, которые живут вблизи мусоросжигательных заводов.
Более того, стоит отметить, что в Украине уже действует и урегулирован законодательством “зеленый тариф” и он касается в том числе и отходов, а именно анаэробного разложения в т.ч. и бытовых. Так, “зеленый тариф” устанавливается для “субъектов хозяйствования, которые производят электрическую энергию из биомассы, которая также является составляющей бытовых отходов – та их часть, которая способна к биологическому разложению – например доля пищевых отходов.
Во-вторых, в законопроекте предлагается расширение “зеленого” тарифа на электроэнергию, произведенную из бытовых отходов, что обосновывается необходимостью привлечения инвестиций в инновационные технологии использования бытовых отходов как альтернативного источника энергии. Действительно, инвестиции, необходимые для использования бытовых отходов как источника энергии, в первую очередь, инвестиции в строительство мусоросжигательных заводов настолько высоки, что вернуть их возможно только с помощью различных субсидий и налоговых льгот. И один из способов – объявить энергию от сжигания ТБО возобновляемой и ввести на нее “зеленый” тариф, который обяжет участников оптового рынка электроэнергии закупать энергию у мусоросжигательных заводов. А разница в тарифах будет переложена на конечного потребителя или будет компенсироваться за счет субсидий из бюджета – то есть за наш с Вами счет! Эти средства, формируемые за счет налогов от населения и предприятий, можно было бы потратить на развитие возобновляемых источников энергии, создание новых рабочих мест в отрасли вторичной переработки и научные исследования, направленные на поиск путей снижения нагрузки на окружающую среду.
И напоследок, о главном. Еще в конце декабря прошлого года Министерство экологии и природных ресурсов представило первый вариант проекта Национальной стратегии обращения с отходами и вынесло его на общественное обсуждение. В окончательном варианте этот документ должен стать важным и необходимым шагом создания эффективной, современной системы обращения с отходами.
Представляя первый вариант Стратегии, министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак отметил, что документ базируется на европейских стандартах, переход на которые предусмотрено Соглашением об ассоциации с ЕС и должен стать основой для будущей разработки регуляторной базы (то есть законов) в сфере экологии. Также, на своем последнем брифинге, который состоялся 6 июля, министр Остап Семерак, отвечая на вопрос журналиста на тему “зеленого тарифа” на электроэнергию, производимую из отходов, заявил: “…Мы должны избегать стимулирования бездумного сжигания любых отходов, в т. ч. твердых бытовых отходов. Есть другие технологии, которые ведут к устойчивому использованию ресурсов, и, конечно, отходы это ресурс, а не мусор”.
На сегодня обсуждение проекта Национальной стратегии обращения с отходами практически завершено и в ближайшее время он будет рассматриваться Кабинетом министров. Итак, стоит спешить и выносить на рассмотрение Верховной Рады вышеупомянутый законопроект № 4835-Д до принятия Стратегии, которая позволит подходить к решению проблем сбора, переработки и утилизации мусора системно, используя современные нормы, подходы и стандарты, что, прежде всего, предусматривается Соглашением об ассоциации с ЕС? (Анна Таранцова, 112.ua/Энергетика Украины и мира)