Кто, кого, за какие ниточки дергал в ходе этой приватизационной эпопеи в энергетике, самой масштабной за последнее время? Как это отразится на тарифах?

Большая энергетическая приватизация нынешнего года преследовала единственную цель – принести деньги в бюджет. Задачу удалось выполнить на 80%, и поступление всей этой выручки обеспечил Ринат Ахметов. Из восьми пакетов акций энергетических компаний, выставленных этим летом Фондом государственного имущества на торги, покупателя нашли только пять. Как и предполагала “Деловая столица”, с молотка пошли пакеты акций только тех компаний, которые контролируются Ахметовым. И во всех пяти случаях покупатель оказался один и тот же – кипрская компания Ornex Ltd из обоймы оффшорных фирм все того же донецкого миллиардера.

Почему невозможно отказаться

В июле (сразу после объявления приватизационных конкурсов) источники “Деловая столица” в ФГИ поделились информацией о том, что как минимум пять из восьми торгов состоятся. Гарантированными сделками были названы продажи 25% акций “Киевэнерго”, “Днепроблэнерго”, “Днепроэнерго”, “Западэнерго” и “Донецкоблэнерго”. Почему?

Во всех пяти случаях мажоритарным акционером компаний уже являлся холдинг «ДТЭК». И имеющиеся у него акции позволяли ему достаточно спокойно и надежно контролировать перечисленные энергокомпании. Во всяком случае, последняя рейдерская атака состоялась в июле 2008 г. на “Днепроблэнерго”, и лишь ровно девять лет спустя это предприятие снова чуть засбоило после вирусной атаки Petya.A.

Но самодостаточный, казалось бы, вертикально интегрированный энергохолдинг оказался на крючке. ДТЭК пользуется тем, что с одобрения госрегулятора НКРЭКУ может продавать на украинские ТЭС уголь со своих шахт по цене “Роттердам+”, то есть на уровне биржевых цен в этом голландском городе плюс транспортные расходы на доставку такого угля в Украину. В результате за полтора года существования этой одиозной цены дополнительный доход энергокомпаний, связанных с Ахметовым, перевалил за 15 млрд. грн. И якобы на Банковой пообещали, что в случае уклонения от участия в аукционе на “Роттердаме+” будет поставлен крест. Благо глава НКРЭКУ, от которого зависит формула цены на уголь, почти мгновенно реагирует на команды из Администрации президента.

Более того, как оказалось, АП выпустила на поле приватизации еще и своего рода загонную собаку. Порой на нее своими действиями в ходе энергоприватизации был похож глава инвестиционной компании “Конкорд Капитал” Игорь Мазепа. Его связывают как с предыдущим, так и с нынешним главой президентской канцелярии. А в отдельных случаях, самым непостижимым образом даже с Игорем Коломойским. И так уж получилось, что буквально перед конкурсами он заявил, что ведет переговоры с зарубежными фондами об использовании их средств для покупки выставленных на приватизацию акций украинских энергокомпаний. “Могу отметить, что активы сейчас выставлены по бросовой цене. Например, очень привлекательными для инвесторов выглядят облэнерго… Не менее интересны энергогенерирующие компании – “Киевэнерго” и “ДТЭК Западэнерго”. Если посмотреть на их стоимость, соотношение капитализации к установленной мощности, они очень низкие по сравнению с соответствующими показателями энергогенерирующих компаний в Восточной Европе”, – заявил глава “Конкорд Капитал”.

Как бы то ни было, все приватизационные торги по акциям, связанным с ДТЭК, состоялись. И в двух случаях (по акциям “Днепрэнерго” и “Западэнерго”) завершились даже со значительным превышением цены. В первом пакет акций подорожал более чем в два раза, а во втором – на 20%. Ход всех остальных конкурсов напоминал выполнение обязательной программы – выставленные на продажу лоты были выкуплены фактически по стартовой цене.

Дырки от бубликов

После таких итогов в ФГИ поторопились заявить, что энергоприватизация 2017 г. прошла успешно. “Мы сейчас занимаемся продажей “дырок от бубликов” наподобие блокпакетов облэнерго. И мы точно не продешевили. Пакеты эти приносили государству “зеро”, – похвастался заместитель главы ФГИ Юрий Никитин.

Каков же размер дырок от бубликов? В 2012 г. ДТЭК в ходе приватизации приобрел 40%-ный пакет акций “Донецкоблэнерго” по цене 11,7 млн. за 1%. Теперь же 1% акций этой компании обошелся в 5,8 млн. грн. Выходит, что с учетом трехкратной девальвации гривни, государство опустило цену акций компании более чем в шесть раз. Казалось бы, вот и повод для разбирательства в необоснованном демпинге со стороны госчиновников. Но дело в том, что в настоящее время едва ли не половина активов “Донецкоблэнерго” находится на территории, неподконтрольной Украине. Поэтому выплата за ее 25%-ный пакет 143,8 млн. грн выглядит как простые откупные за “Роттердам+”.

Но есть и другие примеры. Первый – “Западэнерго”. Сейчас акции этой компании обошлись Ахметову в 2,5 раза дешевле, чем он их покупал в 2011 г. (тогда им было приобретено у государства 45%). При этом речь идет о компании, которая де-факто является монополистом по производству электроэнергии на экспорт, то есть генератором валютной выручки. В этом случае очевидных оправданий столь низкой оценке акций нет. Хотя в целом за пакет не пожалели переплатить 70 млн. грн.

Второй пример странной цены и торгов – конкурс по пакету акций “Киевэнерго”. Акции столичной энергокомпании, которая обслуживает один из самых энергоемких и самый платежеспособный рынок страны, обошлись Ахметову почти в два раза дешевле, чем в 2011 г. Правда, если переводить их стоимость в доллары США. Тогда 25% акций были куплены за 450 млн. грн, а сейчас – за 759,6 млн. грн.

Третий образчик невиданной дешевизны – “Днепроэнерго”. Пять лет назад приватизация 25% акций этой компании обошлась ДТЭК в 1,2 млрд. грн (то есть 48 млн. грн за 1%). Сейчас же безальтернативный конкурс оставил стартовую цену фактически без изменений, и теперь 25% “Днепроэнерго” достались Ахметову за 728,2 млн. грн, то есть по 29 млн. грн за 1%. Другими словами, компания за пять лет управления менеджерами ДТЭК в гривневом эквиваленте подешевела в 1,6 раза, или почти в пять раз в валюте. И это энергогенерирующая компания в центре уже единственного в стране индустриального региона, что гарантирует сбыт ее продукции. Но это сарказм. На самом деле и в этом случае речь идет попросту о цене, которая была заранее согласована между “покупателем” и “продавцом” .

Единственным исключением среди всех нынешних приватизационных торгов стал конкурс по “Днепроблэнерго”. Конкурентом Ornex Ltd выступил как раз “Конкорд Капитал”. И именно это стало поводом для слухов, что руку к этому действу приложил ныне опальный днепропетровский экс-губернатор Игорь Коломойский. “Цена на тендере за “Днепроблэнерго” вышла даже лучше, чем это было при продаже контрольного пакета акций в 2012 г.”, – сказал глава аналитического отдела “Конкорд Капитала” Александр Паращий. Действительно, в апреле 2012 г. ДТЭК купил 50%-ный пакет акций “Днепроблэнерго” за 660 млн. грн, то есть тогда 1% обошелся в 13,2 млн. грн. Сейчас же за 1% было уплачено 58,7 млн. грн – в 4,5 раза больше, чем пять лет назад (и эта разница с лихвой перекрывает даже девальвацию).

От ворот – поворот

Но торги по “Днепроблэнерго” были заключительным пунктом большой приватизации нынешнего года. До этого не состоялись три конкурса. Как говорят в ФГИ, “в “Одессаоблэнерго” нам сразу сказали, что ничего не получится и зря мы сюда пытаемся зайти”. Так и случилось – заявки на конкурс не поступили. Схожая ситуация произошла и по “Сумыоблэнерго”. Но там якобы пообещали, что “отобьют выручку от своих несостоявшихся торгов за счет мощного прессинга на торгах по “Днепроблэнерго”. Как уверяют знающие люди, обещание дал один из владельцев акций “Сумыоблэнерго”. Несложная арифметика подсказывает, что данное обещание оказалось даже перевыполнено.

Что же касается “Донбассэнерго”, то вокруг этой компании, большая часть активов которой находится на территории ОРДО, никаких движений на торгах не было. Наверное, потому что она не связана с ДТЭК.

С тарифом все спокойно. Пока

Что же касается того, как состоявшаяся договорная приватизация повлияет на тарифы, то в ближайшие полгода никаких изменений в этой связи не состоится. “Роттердам+” уже нашел свое отражение в розничных тарифах на электроэнергию, и пока никаких изменений в этой связи НКРЭКУ не готовит.

Что же касается более длинного по времени прогноза, то возможно введение так называемых RAB-тарифов для облэнерго с 1 апреля 2018 г. Это связано с тем, что на август-октябрь следующего года запланирована приватизация шести облэнерго, на которые якобы претендуют западные инвесторы. “Мы посчитали, что если шесть облэнерго продадим в следующем году, и “Центрэнерго” при условии, что таки будут введены RAB-тарифы, то сможем выручить от их приватизации где-то 20-22 млрд. грн. То есть введение RAB-тарифов дает повышение цены в 3-3,5 раза”, – сказал Юрий Никитин.

В этом случае следует ожидать и повышения розничных тарифов на электроэнергию в части транспортной составляющей, из-за чего конечная стоимость электроэнергии для населения подорожает на 25-30%. (Михаил Загария, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий