На каждого норвежца сегодня приходится $200 тыс., а на каждого казахстанца – $3,2 тыс. нефтяных сбережений.

В октябре активы Норвежского суверенного фонда (NBIM) составляли $1,004 трлн. при населении 5,2 млн. человек. Иначе говоря, на каждого норвежца сейчас приходится почти $200 тыс. “нефтяных сбережений”.

Ни для кого эта цифра не является тайной – на стартовой странице фонда отражается объем активов в реальном времени. При помощи алгоритма расчета объема активов на главной странице показывается динамическая цифра, которая растет или падает.

“В Norges Bank Investment Management мы – более 550 человек – управляем нефтяными богатствами Норвегии. Наша миссия – обеспечить финансовое благосостояние для норвежского народа через ответственное управление фондом”, – говорится на сайте суверенного фонда Норвегии.

NBIM так или иначе присутствует в 35 странах мира, а основные офисы фонда находятся в Осло, Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре и Шанхае.

Стратегия NBIM на 2017-2019 умещается всего на 16 страницах, 5 из которых занимают фотографии счастливых взрослых и их детей.

Фонд инвестирует в глобальном масштабе в международные акции, фиксированный доход и недвижимость.

“Цель состоит в том, чтобы иметь хорошо диверсифицированные инвестиции, которые распределяют риск и обеспечивают максимально возможную отдачу в рамках мандата от Министерства финансов”, – отмечают в NBIM.

Доходность NBIM по итогам первых двух кварталов 2017 составила около 6,5% из-за хороших показателей фондовых рынков. По состоянию на 30 июня 2017 г. структура активов фонда составляла: 65,1% – акции, 32,4% – фиксированный доход и 2,5% – недвижимость.

Фонд присутствовал в 2016 г. примерно в 50 российских компаниях и двух казахстанских: НК “КазМунайГаз” (КМГ) и Kcell. В прошлом году NBIM держал акций КМГ на более чем $10,3 млн. (0,32%), а Kcell – на $1,86 млн. (0,29%).

Во время глобального экономического кризиса, за 8 лет Норвегия “проела” всего 1% фонда. Такие расчеты приводит газета Ведомости, со ссылкой на WSJ.

Согласно этим же расчетам, Казахстан забрал из своего Национального фонда за годы кризиса $83 млрд.

В декабре 2016 г. премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев рассказал, что с 2017 деньги Национального фонда Казахстана будут тратиться по-новому:

– Мы все это видим и говорили, что деньги приходят только из Национального фонда – других длинных денег нет, и если мы так будем двигаться, то скоро у нас и Национального фонда не останется. Мы тут просчитывали – наши хотелки на Национальный фонд остались такие же, как и были, когда цена на нефть была $100, $115, то есть мы видим, что уже совсем другая цена, но в тоже время хотим брать так же, как будто мы живем при $100.

Отследить реальную динамику по всем резервам Казахстана, как оказалось, непросто. Например, в 2016 Национальный банк разместил данные о том, что активы Нацфонда за 2015 снизились на 13,29% – с $73,2 млрд. до $63,5 млрд. Между тем, сама отправная точка подсчета, как и состояние фонда в целом, тогда вызвали сомнения экспертов.

На конец августа 2017 международные резервы Казахстана в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте, составили $90,9 млрд.

Доходность портфеля Национального фонда РК, по информации Нацбанка, составила в 2016 0,84%.

Структура инвестиций фонда до конца не ясна, однако некую картину поступлений в фонд можно себе представить, познакомившись с годовым отчетом Национального фонда РК. Самый свежий отчет – за 2015 – предлагает Минфин РК.

Согласно этим данным, в 2015 г. в Национальный фонд РК поступило 1,63 трлн. тенге, из которых:

– 1,61 трлн. тенге – это поступления прямых налогов от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), в том числе – 0,9 трлн. тенге (эквивалент $4,42 млрд.) – поступления в иностранной валюте, зачисленные на соответствующий счет Нацфонда в тенге путем проведения операции последовательной конвертации день в день;

– другие поступления от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты) -16,67 млрд. тенге;

– поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения – 1,17 млрд. тенге.

Методом исключения можно предположить, что прочие поступления, куда вошли и поступления от инвестиционной деятельности, составили 2,16 млрд. тенге. Таким образом, более 99% поступлений Нацфонда РК за 2015 г. – это прямые “нефтяные” деньги.

Нацбанк РК сообщает, что активы Национального фонда РК составляли на 1 октября 2017 г. $56,815 млрд. Эта цифра на 7,19% меньше, чем в начале нынешнего года. Таким образом, на каждого казахстанца приходится сейчас $3156 активов Нацфонда. Впрочем, надо признать, что казахстанцев в три с лишним раза больше, чем норвежцев.

Что касается объемов “черного золота”, то BP считает, что к 2015 Казахстан занимал 12 место в мире – 30 млрд. баррелей – по запасам нефти, а в то же время Норвегия комфортно располагалась на 21 месте с 6,9 млрд. баррелей нефти. Венесуэла стояла на 1 месте с 300,8 млрд. баррелей. (Александр Воротилов, заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий