Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: власти Киевской области столкнулись с проблемой незаконных заправочных станций

Молниеносная атака киевской мэрии на нелегальные заправки в преддверии Евровидения отбросила их в пригороды столицы. И теперь эту проблему предстоит решать властям Киевской области.

Понимание масштабов проблемы только приходит к областным руководителям. В отличие от столицы, где власть сконцентрирована в руках мэра, обладающего необходимым инструментарием, в области такого единоначалия нет. Ситуация еще хуже – между губернатором и главой облрады разгорелся конфликт, который осложняет поиск путей решения проблемы.

А в это время бюджеты местных громад области теряют сотни млн. грн. поступлений из-за нелегальной торговли газом и нефтепродуктами…

Начало длинного пути

Программа демонтажа нелегальных модулей в Киеве стала самой ощутимой победой мэрии в наведении порядка в городском хозяйстве. Правда, подготовка заняла более двух лет и показала, что полумеры тут не работают.

На знамена Кличко и его команда подняли лозунг повышения безопасности, но ключевым стимулом были деньги – ежегодно у “нелегалов” оседало до полумиллиарда гривен городских денег в виде неуплаченных местных налогов.

Зачистка рынка заметно увеличила продажи легальных АЗС, а с ними и доходы бюджета. Но ожидания были выше. Что же произошло? Большинство демонтированных газовых модулей перебрались в Киевскую область, забрав с собой и потребителей. Во-первых, заправиться за Окружной проще – меньше очередей. Во-вторых, дешевле, поскольку “нелегалы” как не платили налоги и прочие платежи, так и не платят. Отсюда и низкая цена на таких заправках.

Борьба с нелегальными заправками в Киевской области стала одной из топовых тем на центральном форуме украинского рынка сжиженного газа LPG Ukraine 2017.

Областные чиновники находятся в той стадии, в которой находилась мэрия Киева два года назад: уже есть понимание растущего масштаба финансовых потерь, но нет понимания, что с этим делать.

По словам заместителя начальника ГУ по предотвращению чрезвычайных ситуаций ГУ ГСЧС Украины в Киевской области Вячеслава Асирбабаяна, спасателям удалось идентифицировать около 130 модулей без документов.

Правда, он тут же признает, что “точек” намного больше. По оценкам “Консалтинговой группы А-95”, в киевском регионе работают, по меньшей мере, 450 заправок. Финансовые потери местных бюджетов только от бесчековой торговли превышают 250 млн. грн. в год (это недополученные доходы местных бюджетов, на территории которых находятся такие заправки).

“Когда начались выезды, мы столкнулись с разными непонятными моментами. Например, оператор заправки просто закрывал ее и убегал. Кому предъявлять требования?! У нас нет инструкции, как действовать в таких случаях”, – говорит В. Асирбабаян.

Не в последнюю очередь демонтажи сдерживаются действующим мораторием на проверки малого бизнеса, под действие которого подпадает и ГСЧС.

В качестве одного из вариантов руководитель депутатской комиссии Киевской облрады Валерий Ксензенко предлагает создать постоянно действующий орган по борьбе с “нелегалами” на базе возглавляемой им группы.

“Мы уже создали комиссию для контроля нелегальных АГЗП, нас поддержало большинство депутатов. Это большая сила, люди, которые хорошо знают, что происходит на их округах”, – отметил на LPG Ukraine 2017 В. Ксензенко. По его словам, в эту комиссию, кроме депутатов, могут входить и представители исполнительной власти, а ее предписаний будет достаточно для работы ГСЧС.

Депутат Киевоблрады Иван Ступак, в свою очередь, отмечает, что отчеты всех ведомств нужно поставить на поток, чтобы тема не потерялась.

Региональный фактор

Губернатор Киевщины Александр Горган отметил важную особенность областного нелегального рынка – в области почти нет сетей, а у каждого отдельного модуля – своя история. “В большинстве случаев попытки снести их заканчиваются звонками сверху, где объясняют, что это хороший человек, ветеран министерства и т. д.”, – объясняет А. Горган.

Он подчеркивает, что, в отличие от столицы, в области владельцы незаконных модулей утратили чувство меры и не понимают, что это временный бизнес. “Вокруг модулей вырастает густая инфраструктура – кафе, туалеты, парковки. Люди думают, что так нужно”, – отмечает А. Горган. По его словам, жалоб от населения по поводу нелегальных модулей – единицы. “Более того, нередко против спасателей поднимается вся громада, поскольку модуль – часть бизнеса бюджетообразующих бизнес-структур”, – рассказывает губернатор.

Не обходится без саботажа и в рядах районных чиновников. Чего только не выдумывают на местах, лишь бы отсрочить активные демонтажи.

Как исполнительная власть, так и депутатский корпус заявляют, что настроены на борьбу с незаконными заправками. Вместе с тем еще “на берегу” власти дают сигнал участникам рынка: самостоятельно разрешить проблему они не смогут. “Нужна помощь отраслевых организаций и СМИ. Это сыграло решающую роль в Киеве и очень нужно нам”, – заявил губернатор Киевской области.

Рецепт от Кличко

Заместитель главы Киевской государственной городской администрации Геннадий Плис, который был координатором зачистки столицы весной этого года, подтвердил: без поддержки бизнеса демонтировать “нелегалов” вряд ли бы получилось. Транспорт и хранение газа с демонтированных модулей, юридическая помощь – все это власти собирали и оформляли бы самостоятельно еще не один год.

Сегодня можно сказать, что Киеву очень повезло: аварий на многочисленных АГЗП, работающих с грубыми нарушениями, чудом удалось избежать.

Г.Плис говорит, что поиски компромиссов с “нелегалами” были безрезультатными, и нелегальные модули плодились, как грибы после дождя. “Мы пытались найти повод для того, чтобы их легализировать, но нарушений очень много”, – говорит заместитель киевского мэра.

По его словам, ни один АГЗП не предоставил необходимый пакет документов, а у большинства не было и половины. Отсутствие же хотя бы одного из документов – нарушение.

“На определенном этапе Виталий Владимирович (Кличко, мэр Киева. – А.К.) собрал нас и сказал, что нужно продемонстрировать, что власть в городе есть”, – рассказал Г. Плис.

Он напомнил, что, заручившись поддержкой Нефтегазовой ассоциации Украины, за рекордно короткие сроки киевские власти убрали 54 модуля. Операторы остальных модулей, осознав, что власть таки есть, решили самоликвидироваться. В итоге за две недели в столице исчезло более 280 АГЗП. На сегодняшний день осталось до 20 “бочек”, однако власти обещают довести дело до конца.

Теперь Киев оказался на следующем, тоже непростом этапе – создания условий для легального развития заправочной инфраструктуры. И здесь похвастаться пока нечем.

По словам Плиса, КГГА имеет кое-какие наработки, однако все они пока в зачаточном состоянии. “Нам кажется, что наиболее удобным размещением топливной инфраструктуры является все же интеграция всех видов топлива в одном комплексе. Сегодня газ и дизель, завтра – электричество, послезавтра – водород. Что ж теперь, постоянно новые заправки строить?!” – задается вопросом чиновник.

***

Сигналы бедствия о неконтролируемом размножении заправок-нелегалов все чаще подают и другие регионы – Днепр, Житомир, Ровно, Луганская область. Болезнь прогрессирует не только территориально: все чаще газовые бочки прирастают дизельными, нередко можно встретить и бензин. Чем дольше функционирует этот бизнес, тем мощнее он становится финансово, формируя в том числе и коррупционный ресурс.

Рано праздновать победу и в столице: по имеющимся данным, “демонтированные” господа не отказываются от попыток давления и открытого шантажа мэрии, требуя своего ренессанса. В Днепре наступление на “нелегалов” и вовсе захлебнулось: после массовых демонтажей по образцу столицы многие уже вернулись на свои места, а сегодня город переживает наплыв модулей по торговле дизтопливом.

Эта проблема прямо компрометирует программу по децентрализации госфинансов, в которой одним из ключевых элементов было введение “розничного” акциза на нефтепродукты и сжиженный газ. Объем отчислений из центрального бюджета производится на основании показаний кассовых аппаратов на АЗС – чем больше чеков, тем больше денег в местный бюджет. Проблема в том, что нелегальные станции фискальных чеков, как правило, не дают. Местные власти, нередко обвиняющие Киев в недостатке финансирования, сами часто не хотят или боятся бороться за свои деньги – ведь нужно же ссориться с односельчанами и прочими уважаемыми людьми в городе, имеющими криминальное прикрытие. Так что решать этот вопрос нужно централизованно, сам он не рассосется. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, ZN.UA/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version