За 3 с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходится без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
Производимого отечественными заводами ресурса крайне мало для насыщения спроса. Поставки из Беларуси, Литвы, Польши – это все равно продукт из российского сырья. Контрактовать же топливо в более далеком зарубежье – это сознательно прибавлять к его цене еще 20-30 долл. на те. Автомобилистам такое вряд ли понравится. И пока украинские трейдеры ломают голову над данной дилеммой, доля российского топлива на внутреннем рынке медленно, но уверенно растет. Особенно в дизельном сегменте.
Дизтопливо: волшебная труба
На сегодня ДТ – самое популярное топливо в Украине. Ожидается, что в 2017 г. объем его потребления превысит 6 млн. т, что почти в 3 раза больше, чем бензина, и в почти в 4 раза больше, чем сжиженного газа. И если в Европе уже начинают говорить о том, что процесс “дизелизации” рынка пошел на убыль (поскольку в текущем году продажи авто с дизельным двигателем упали на 4,4%), то в Украине тренд держится. По объемам потребления ДТ страна уже вышла на докризисный уровень 2013 г. Но при этом сегодня уже почти 90% внутренних потребностей в “дизеле” удовлетворяется за счет ввозного продукта. В последние несколько лет ДТ закупалось украинскими операторами преимущественно в Беларуси. Но в 2017 г. “сябров” начал активно теснить российский товар.
Все расклады поменялись после того, как в дизельный сегмент топливного вклинилась слегка уже подзабытая труба, ведущая из российского города Унеча через Беларусь в Украину. Еще в советские времена по этому продуктопроводу под названием “Самара – Западное направление” можно было перекачивать нефтепродукты до самой Венгрии. Также этим маршрутом шли большие партии сырья в Калуш в местный химконцерн. Но сейчас значительная часть дизельного груза оседает в приграничном Новограде-Волынском, где разливается в цистерны и растекается по всей Украине. Ранее труба и пункт налива принадлежали российской “Транснефти”, но в 2016 г. были проданы как бы швейцарской компании International Trading Partners. Хотя на рынке за ней закрепилась стойкая репутация фирмы бизнесмена и политика Виктора Медведчука. Такое же реноме и у компании Proton Energy – оператора поставок ДТ в Украину по этому трубопроводу.
Новые хозяева рьяно взялись за дело. По данным российского офиса группы Argus Media, в 2017 г. экспорт ДТ из России в Украину вырос в 3 раза – до 1,2 млн. т. Согласно прогнозам украинской консалтинговой группы “А-95” его объемы в 2017 г. достигнут 1,9 млн. т. Разница в цифрах может объясняться тем, что часть российского ресурса реэкспортируется на украинский рынок под видом белорусского. Но вывод в любом случае один: новоград-волынская труба за год вышла на первые роли в обеспечении Украины дизельным топливом. Если еще год назад в этом сегменте безоговорочно доминировали железнодорожные поставки из Беларуси, то к осени 2017-го российский трубопроводный экспорт практически сравнялся с ними по весу и значению. К осени по продуктопроводу поступало уже 25% всего импорта ДТ в Украину.
Это заметил даже комбат Семен Семенченко, который в конце ноября добавил в коллекцию своих блокад еще и блокирование работы терминала в Новоград-Волынском. Он утверждает, что через это “окно” в страну течет многомиллиардная контрабанда. Но как “активисты” собираются отличать легально ввезенное топливо от легального, непонятно – зато нездоровый ажиотаж на рынке, который и так весь на нервах из-за роста цен, уже поднят. Директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн предполагает, что действия “активистов” С. Семенченко могут сыграть на руку группе “Приват”, в чьей собственности находится крупнейший в Украине НПЗ – “Укртатнафта” (Кременчуг). Естественно, что в случае нехватки импортного ресурса в свободном доступе кременчугское ДТ вырастет в цене. С другой стороны, группа “Приват” сильнее чувствует себя в бензиновом сегменте.
Бензин: потеря веса
Относительно бензина у рынка есть две новости. Плохая заключается в том, что за последние 6 лет потребление данного топлива уменьшилось в Украине практически вдвое – с 4 млн. т в 2012 г. до 2,2 млн. т в 2017 г. Хорошая – в том, что теперь более трети своих потребностей в бензине Украина закрывает самостоятельно, причем без использования российского сырья. Кременчугский НПЗ перерабатывает украинскую и азербайджанскую нефть. Шебелинский ГПЗ кормится углеводородным сырьем из месторождений ПАО “Укргазвыдобування”. Да и по импорту российский бензин заходит в Украину в минимальных количествах. Таким образом, рынок бензинов в Украине хотя и в 3 раза “тоньше” дизельного, но зато он намного больше диверсифицирован.
Его емкость за три последних года зафиксировалась на одном и том же уровне – в пределах 2,1-2,2 млн. т в год и, как считают участники рынка, в этом же интервале он останется и в следующем году. Есть предпосылки, что доля украинского продукта в данном сегменте будет понемногу прирастать. Директор “Укргазвыдобування” Сергей Федоренко недавно сообщил о планах довести выпуск бензина на Шебелинском ГПЗ до 200 тыс. т к 2019 г., а в более далекой перспективе выйти на 800-тыс.ный показатель производства светлых нефтепродуктов (это чуть ли не вдвое больше нынешнего). Кременчугский НПЗ свои производственные показатели и планы по выпуску топлив, наоборот, тщательно скрывает. Но исходя из объемов закупки нефти и общего баланса бензинов в Украине, можно подсчитать, что за первые три квартала 2017 г. завод “выбросил” на рынок свыше 500 тыс. т бензинов, что более чем на 10% превышает прошлогодний объем за тот же период.
В консалтинговой группе “А-95” отмечают еще одно позитивный сдвиг на рынке бензина – это заметное сокращение теневого оборота. По их подсчетам, если в 2014 г. на рынке было зафиксировано 670 тыс. т непонятно откуда взявшегося продукта (который не был нигде зафиксирован на “входе” в рынок – ни как импорт, ни как произведенный в Украине), то за 9 месяцев 2017 г. такого теневого бензина насчитали только 140 тыс. т. Значит, что электронный порядок декларирования топливных акцизов себя оправдал. Кроме того, помогло и введение акцизов на так называемые бензиновые компоненты, из которых впоследствии умельцы и “бодяжили” высокооктан.
Что характерно, в дизельном сегменте теневые схемы исторически всегда были мало популярными из-за слишком низкой маржи подделки при достаточно высоком риске. Но 2017 г. открыл новую, не встречавшуюся ранее аномалию. Как показывает анализ таможенной статистики, в прошлом, а особенно – в текущем году, резко вырос импорт в страну реактивного топлива (авиакеросина) через порты. Так, за 9 месяцев приплыло 146 тыс. т данного продукта, но непосредственно в аэропорты из них не попало даже половины. Не исключено, что затерявшиеся объемы используют для “превращения” в ДТ или просто ввозят “дизель” под видом авиакеросина, поскольку акциз на последний ниже.
Сжиженный газ: полная чаша
Рынок сжиженного газа в Украине продолжает динамично развиваться. За последние 5 лет объемы его потребления выросли в полтора раза и составят в текущем году около 1,6 млн. т. Если считать в литрах, то на отечественных заправках уже продается больше автогаза, чем бензина. Однако некоторые из операторов считают, что этот сегмент уже близок к насыщению и потребления в 2 млн. т Украина может так и не достигнуть. В качестве аргумента они приводят цифры, доказывающие, что рост в сегменте замедляется. Так, в 2015 г. спрос на сжиженный газ вырос на 15,4%, в 2016 г. – на 34,2%, в 2017 г. – только на 6,7%. Как считает директор крупной трейдерской компании GT Group Владислав Колодяжный, в стране уже чувствуется нехватка инфраструктуры для приема, хранения и даже реализации данного топлива. Ведь на заправках сейчас на одну газовую колонку приходится 4-5 бензиново-дизельных. Недостаток же газонаполнительных станций и терминалов сильно ограничивает возможности закупки LPG морскими партиями. Соответственно, рынок остается привязанным к железнодорожным поставкам из Беларуси и России. И это создает серьезные риски.
В частности, в 2017 г. внутренний рынок газа лихорадило дважды. Первый раз в апреле, когда Федеральная служба экспортного контроля России запретила вывоз LPG в Украину. Второй раз – в августе, когда Мозырьский НПЗ (крупнейший в Беларуси) остановился на ремонт. В обоих случаях рынок почувствовал дефицит ресурса, цены взлетели, а все появляющиеся в продаже партии трейдеры сметали буквально с колес. И в обеих случаях пенки с паники сняла компания Proton Energy – да, именно та, что оседлала дизельную трубу в Новограде-Волынском. На данный момент она единственная обладает правом на экспорт сжиженного газа из России в Украину. Все попытки украинских операторов наладить альтернативные поставки LPG то ли по морю, то ли в автоцистернах разбиваются о невыгодную логистику. А национальные производители им тоже не сильно могут помочь. Их доля в балансе сжиженного газа в текущем году даже уменьшилась на 2% – главным образом, из-за спада производства на газоперерабатывающих заводах “Укрнафты”. В итоге сейчас спрос на сжиженный газ в нашей стране на 75% обеспечивается за счет импорта.
Глава Нефтегазовой ассоциации Украины Дмитрий Кулик обращает внимание на еще один существенный риск в данном сегменте. По его оценкам, именно сюда теперь переместился теневой полюс топливного рынка. И если бензиновый и дизельный сектор больше всего страдают от подделок, то газовый – от неуплаты налогов. Как отметил Д.Кулик, благодаря решительности киевских властей удалось очистить столицу от нелегальных газовых модулей. В текущем году с киевских дорог исчезло около 300 таких точек, Зато теперь их больше появилось на региональных рынках Украины. Согласно подсчетам Нефтегазовой ассоциации в нелегальном или полулегальном статусе сегодня работает до 30% рынка автогаза. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)