Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) 15 декабря проведет общественные слушания “Состояние внедрения стимулирующего тарифообразования для энергоснабжающих компаний”. Об этом сообщается на сайте регулятора.

Внедрение стимулирующего регулирования (RAB-регулирования) в сфере электроэнергетики предусмотрено законом Украины “О рынке электрической энергии”, Директивой ЕС 2009/72/ЕС, коалиционным соглашением депутатских фракций Верховной Рады Украины VIII созыва (стимулирующее тарифообразование определено одним из приоритетов государственной политики регулирования), а также другими стратегическими документами, говорится в информационно-аналитических материалах к мероприятию.

Национальный регулятор в течение 2015-2017 гг. с участием общественности, международных организаций, правительственных органов разработал нормативную базу для внедрения стимулирующего регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Как подчеркивают в НКРЭКУ, на сегодня принята исчерпывающая нормативная база, которая позволяет внедрить стимулирующее регулирование в сфере распределения и передачи электроэнергии.

При этом, Комиссия выступила инициатором обязательного проведения открытых слушаний с привлечением местных органов исполнительной власти при рассмотрении вопросов установления тарифов для энергокомпаний с учетом стимулирующего регулирования.

Условия перехода субъектов естественных монополий на стимулирующее регулирование разработаны совместно с Агентством США по международному развитию (USAID) и с учетом рекомендаций Совета европейских органов регулирования энергетики (CEER), отметили в НКРЭКУ.

В процессе разработки нормативной базы для внедрения стимулирующего тарифообразования НКРЭКУ также использовала рекомендации международной консалтинговой компании IHS ENERGY и консультантов в рамках проекта Twinning “Поддержка НКРЭКУ в процессе реформирования рынка электроэнергии”.

В информационных материалах также отмечается, что НКРЭКУ создала единое регуляторное поле для регулирования субъектов естественных монополий с применением стимулирующего тарифообразования, которое применяется во всех странах ЕС и большинстве стран мира, что будет стимулировать энергокомпании к повышению энергоэффективности, обеспечит условия для привлечения инвестиций, повысит надежность энергоснабжения и качество услуг.

Основные параметры внедрения стимулирующего регулирования в сфере распределения электроэнергии

Оценка активов. Оценка осуществляется в соответствии с методикой оценки активов, утвержденной приказом ФГИУ №293.

Регуляторный период. Первый регуляторный период – 3 года, следующие регуляторные периоды – по 5 лет каждый.

Показатели эффективности по операционных затратах. 1. Общий показатель эффективности – 1% (со второго года первого регуляторного периода). 2. Индивидуальный показатель эффективности – 0% (на первый регуляторный период, в дальнейшем будет устанавливаться по результатам бенчмаркинга)

Другие показатели эффективности. 1. Целевые показатели SAIDI (должны быть достигнуты в 8 году регулирования): 150 минут для города, – 300 минут для села. 2. Показатель эффективности технологических расходов электроэнергии в сетях (с 1-го года 1-го регуляторного периода): для 1-го класса – 1%, для 2-го класса – 3,5%.

Норма доходности. 12,5% на “старую” и “новую” регуляторную базу активов.

Штрафные санкции. До 5% от дохода за несоблюдение целевых показателей качества.

Реинвестиции. 50% от прибыли на “старую” регуляторную базу активов.

Амортизация активов, созданных до стимулирующего регулирования. 30 лет.

Стоит отметить, что постановление НКРЭКУ №972 от 27.07.2017, согласно которому норма дохода на регуляторную базу активов установлена на уровне 12,5%, на сегодняшний день не вступило в силу, поскольку до сих пор не опубликовано в газете “Урядовый курьер”.

Сейчас стоимость услуг энергоснабжающих компаний определяется по принципу “затраты плюс” – регулятор закладывает в тариф облэнерго экономически обоснованные расходы плюс небольшой процент прибыли.

RAB-регулирование (Regulatory Asset Base) – это система долгосрочного тарифообразования. Она широко применяется в Европе уже более 20 лет. Основной целью RAB-регулирования является привлечение инвестиций в развитие и модернизацию электросетей.

Как заявлял экс-член НКРЭКУ Владимир Евдокимов, RAB-регулирование может заработать уже с 1 января 2018 г., поскольку такие тарифы, как правило, устанавливаются на расчетный год.

Заместитель директора ЕБРР в Украине Марина Петров ранее в интервью “Энергореформе” отмечала, что отсутствие стимулирующего тарифообразования снижает ликвидность энергоактивов в Украине.

НКРЭКУ осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий в электроэнергетике, теплоснабжении, нефтегазовом комплексе, централизованном водоснабжении и водоотводе, переработки и захоронения бытовых отходов, а также обеспечивает проведение ценовой и тарифной политики в этих сферах. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий