Пылкие менеджеры государственной компании предъявили государству счет на 110 млрд. грн., хотя единственное, что необходимо сделать компании, – это оптимизировать уровень своих внутренних затрат и четко реструктуризировать финансовые потоки по видам деятельности.
“Нафтогаз Украины” требует у правительства снять с него непосильное бремя поставок газа населению по льготной цене в рамках так называемых специальных обязательств.
С 1 октября 2015 г. специальным постановлением правительства на государственную компанию “Нафтогаз” было возложено обязательство поставлять газ по специально регулируемой цене отдельным группам потребителей. По оценкам самой компании, за период с октября 2015 г. по декабрь 2017-го было поставлено 40,7 млрд. куб. м газа тем потребителям, которые были определены в качестве получателя энергоносителя по льготным ценам. “Нафтогаз” закупает газ у своей же дочерней структуры “Укргаздобыча” (100% акций принадлежит НАК), а также группы иностранных поставщиков и поставляет его PSO-потребителям (компаниям, которые осуществляют поставки газа населению). В теории практически весь природный газ, добываемый “Укргаздобычей”, должен идти на удовлетворение специальных потребителей, то есть населения, производителей тепловой энергии и горячей воды, а также для религиозных организаций.
Дефицит газа собственной добычи для указанных выше групп потребителей должен перекрываться импортными поставками.
Согласно мартовскому постановлению Кабмина прошлого года “Нафтогаз” должен был продавать газосбытовым компаниям газ для льготных групп потребителей по цене 4942/тыс. куб. м (без учета НДС, тарифов на транспортировку и распределение).
И вот теперь крупнейшая государственная энергетическая компания решила снять с себя эту тяжелую ношу социальной ответственности, попутно выставив правительству “счет” на 110 млрд. грн., что, между прочим, составляет 4% ВВП и превышает плановый дефицит государственного бюджета. И раз уж мы помянули всуе бюджет страны, то стоит отметить, что данная предъява составляет ни много ни мало 15% плановой доходной части государственного бюджета на 2017 г.!
Неужели в НАК решили, что в правительстве восседает синклит безумцев, которые согласятся повторить печальный эксперимент 2014 г. и докапитализируют “Нафтогаз” с помощью облигаций внутреннего государственного займа на 110 млрд. грн., чем полностью нивелируют с таким трудом достигнутую макроэкономическую стабильность, включая показатели инфляции (рост цены на газ приведет к увеличению тарифов и, соответственно, индекса потребительских цен), а также курс национальной валюты – гривни, который и так пошатывает в последнее время.
Думается, в компании прекрасно понимают, что они скорее получат дырку от бублика, чем 110 млрд. грн., и преследуют иную, более прозаичную цель: во-первых, получить хоть какие-нибудь деньги за заботу о населении, и, во-вторых, прикрыть эту лавочку на 2018 г. Вполне узнаваемая стратегия: в свое время “Газпром” также решил напугать “Нафтогаз” претензиями на более чем $70 млрд., а затем вполне довольствовался присужденными в его пользу $2 млрд. Всегда требуй больше, заявляй суммы претензий, которые в десятки раз превышают твои аппетиты, и гарантированно получишь сладкое на десерт – похоже, в Стокгольме “Газпром” научил “Нафтогаз” “плохому”…
Основной удар “Нафтогаза” направлен на недопущение реализации предложений Министерства энергетики относительно продления выполнения НАК специальных функций до апреля 2021 г. и изменения формулы расчета цены на газ. Последнее предложение чуть было не довело топов “Нафтогаза” до “голодной” икоты. Что касается сроков, то в данном случае инициатива министерства вообще может быть занесена в скрижали невиданного доселе альтруизма: ведь если бы в правительстве хотели заложить парочку “коровьих мин” на газовых тропинках для будущего правительства, то вполне можно было бы продлить специальный ценовой режим для населения, например, до июня 2019 г.
Действия “Нафтогаза” пока развиваются в рамках той стратегемы взаимоотношений с правительством, которая родилась в глубинном подсознании руководства компании или в головах тех сил, которые за ними стоят.
Достаточно сказать, что “Нафтогаз” подал на правительство в суд с требованием определить сумму и источники компенсации за поставки газа льготным категориям потребителей. Осенью 2017 г., Киевский апелляционный административный суд отклонил апелляцию Кабмина и обязал его определить сумму и источники компенсации в пользу “Нафтогаза”.
Получилась уникальная ситуация в истории корпоративного управления: компания подала в суд на своего акционера, обвинив его в том, что недополучает от него положенную ей сумму компенсации. Впрочем, в “Нафтогазе” уже давно не обращают внимания на подобный когнитивный диссонанс: cognitiо (познание) не является конечной целью спирали противостояния между компанией и Кабмином.
Требование выплатить компенсацию и снять с НАК функции по продаже льготного газа необходимо рассматривать в контексте общего фона нашей политической жизни. На данном этапе тема увеличения цены на газ для населения является топовой для международных кредиторов, включая МВФ и Всемирный банк, и правительству приходится изрядно напрягаться, чтобы дезавуировать распространяемые слухи о росте тарифов, для чего премьеру даже приходится публично “опрашивать” на этот счет министра энергетики.
Кроме того, не стоит забывать о социальном напряжении, которое будет лишь возрастать по мере приближения очередных выборов. В этих условиях затевать публичный спор с правительством и требовать компенсацию – это все равно, что из-за угла врезать прохожего ногой по причинному месту: больно и обидно.
Более того, применяются все доступные способы, включая и попытки протолкнуть с помощью “международной подписки” финансовый план на 2018 г., в котором закладывается существенное повышение закупочных цен на газ, по которым энергоноситель закупается НАК у “Укргаздобычи”, а это уже чревато не только социальными последствиями, но и коллапсом реального сектора экономики, в первую очередь промышленности, индекс роста которой находится в отрицательной, “красной” зоне. Уже сейчас многие предприятия предпочитают закрывать цеха на зимний период по причине того, что цена на газ не позволяет им удержать уровень себестоимости хотя бы на уровне нулевой рентабельности.
Практически остановилась “химия”, и при дальнейшем росте цен на газ может пострадать и металлургия.
В своем финансовом плане на 2018 г. “Нафтогаз” заложил увеличение закупочных цен на природный газ, по которым он приобретает энергоноситель в компании “Укргаздобыча” (без НДС), сперва до 5665 грн. за тыс. куб. м на начало года, а затем до 8145 грн. по состоянию на 01.10.2018. По сравнению с нынешним уровнем рост цены должен составить (в случае утверждения финансового плана) 58,5%. Кроме того, “Нафтогаз” предлагает увеличить торговую наценку компании на закупленный для потребителей газ с нынешних 1,917% до 4,71% по состоянию на начало октября 2018 г. В таком случае цены на газ для промышленных потребителей превысят 10 тыс. грн. за тыс. куб. м, и нас ждет лавинообразный рост неплатежей, уровень которых, по прогнозам самой НАК, может вырасти с нынешних 27 млрд. грн. до 55 млрд. грн.
Естественно, наибольший удар при возможном росте цен будет нанесен населению, ведь “Нафтогаз” обеспечивает поставки газа коммунальным предприятиям и газосбытам для бытовых потребителей. Промышленность пострадает не столь явно: уровень присутствия “Нафтогаза” на рынке корпоративных потребителей в последнее время существенно сократился (до 7%).
По расчетам экспертов, за три последних года компания “подарила” частным трейдерам свою долю рынка на общую сумму 30 млрд. грн.
Как оказалось, зарабатывать на населении намного занятнее и политически безопасно: под рукой всегда есть парочка удобных тезисов о том, сколь популистские решения принимает Кабмин и каких реформаторов пытаются притеснять у руля НАК. Судите сами: в 2015 г. из 11,2 млрд. куб. м газа, потребленных промышленными предприятиями, 2,7 млрд., или 24%, поставила НАК. В 2016-м уровень ее участия в корпоративном сегменте снизился до 1 млрд. куб. м из 9,6 млрд., или до 10,4%. По итогам прошлого года объемы продаж газа коммерческим потребителям не превысят 0,7-0,8 млрд. куб. м. Как следствие, падение уровня прибыли компании на данном сегменте рынка с 4 млрд. грн. в 2015 до 1,5 млрд. грн. в 2017-м.
Хотя в целом за январь-октябрь 2017 г. “Нафтогаз” увеличил показатель чистой прибыли на 20%, которая составила более 30 млрд. грн. Уровень дохода вырос по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. с 95 до 130 млрд. грн.
Получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, “Нафтогаз” отдает частным трейдерам свою долю газового рынка промышленных потребителей (где самые вкусные цены и уровень рентабельности продаж). С другой, как постоянно жалуется НАК, ее заставляют выполнять специальные функции и продавать населению газ по льготной цене. Откуда тогда столь весомые показатели прибыльности: если взять отношение чистой прибыли к выручке, то рентабельность продаж составит 23%! Не много бизнесов в Украине могут похвастать подобным. Ларчик открывается достаточно просто: в общих показателях дохода смешиваются показатели от трех видов основной деятельности: продажи газа, добычи и транзита. За счет последнего удается выравнивать общую картину, именно поэтому НАК так ожесточенно сопротивляется требованиям Кабмина разделить эти направления.
Что касается параметров добычи, то по состоянию на 01.11.2017 г. “Нафтогаз” закупил 19 млрд. куб. м газа, из которых 40% – это импортный газ, а 60% – газ, приобретенный у “Укргаздобычи” (то есть газ собственной добычи). И вот здесь мы и находим то место, где, как говорится, “собака порылась”: как показали расследования Антимонопольного комитета, действующая методика расчета цены не различает импортный газ от украинского – вся эта летучая субстанция смешивается в общей трубе. При этом “общая” цена определяется исходя из ценовых параметров на хабе NCG (Германия), плюс затраты на транспортировку и тарифы на вход-выход на западной границе Украины. Стоит ли говорить о том, что также как донецкий уголь не везут в Украину из Роттердама, так и газ украинской добычи поступает к нам не из Германии и платить за вход-выход на западной границе за него вовсе не обязательно. По данным АМКУ, привязка к импортному паритету привела к искусственному росту цены на украинский газ с 1590 грн./тыс. куб. м до 4,8 тыс., то есть более чем в три раза! Таким образом, даже в действующей модели взаимоотношений “Нафтогаза” и бытовых потребителей заложена неадекватная норма рентабельности и прибыли. Единственное, что необходимо сделать НАК, – это оптимизировать уровень своих внутренних затрат и четко реструктуризировать финансовые потоки по видам деятельности, а также вернуться на рынок промышленных потребителей.
А вот что точно не нужно делать, так это решать свои проблемы исключительно за счет населения и государства, которое в случае роста цены на газ должно будет существенно увеличить уровень субсидий.
Наличие различных, в том числе и “специальных” цен для отдельных категорий потребителей, естественно, приводит к злоупотреблениям. Например, в системе тепловой генерации, которая обладает когенерационными мощностями по сопутствующей выработке электроэнергии, газ иногда покупается по льготному тарифу якобы для производства тепловой энергии, а на самом деле используется для выработки электричества, которое реализуется по рыночному тарифу. Существенная дельта при этом ложится в карман.
Но наличие подобных схем – не повод лишать население его конституционных прав, ведь, согласно ст. 13 Конституции, земля и ее недра принадлежат украинскому народу, которыми от его имени распоряжаются органы государственной власти. В этом контексте любые попытки лишить народ его права на природные ресурсы страны и поставить украинцев в общую очередь по рыночным ценам напоминают скрытый антиконституционный “мятеж”, который должен быть подавлен со всей строгостью и решительностью теми органами государственной исполнительной власти, которым народ делегировал управление страной. (Алексей Кущ, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)