В Украине идут жаркие дискуссии вокруг будущего внедрения новой системы тарифообразования для энергопоставщиков – RAB-регулирования. Советник министра энергетики Украины Сергей Чех рассказал «Бизнес медиа», как именно будет проходить переход облэнерго на новые тарифы, почему нынешняя система тарифообразования “затраты+” не ведет к притоку инвестиций в отрасль, и кто выиграет от принятого НКРЭКУ решения относительно перехода на стимулирующее тарифообразование.

– Сергей Михайлович, на каком этапе внедрение RAB-регулирование в Украине сегодня? Будут ли все облэнерго переведены на RAB одномоментно, или же это будет происходить постепенно?

– Комментировать сроки и формат введения RAB-регулирования мне сложно, поскольку это ответственность НКРЭКУ – отдельного независимого отраслевого регулятора со своими внутренними документами. Но я могу говорить о реформах на энергорынке. И эти реформы, в том числе, должны экономическими стимулами мотивировать энергетические компании улучшать свою работу, обеспечивать повышение качества услуг. RAB-регулирование – это один из инструментов.

– Вы считаете, что RAB действительно поможет привлечь в отрасль инвестиции?

– Что такое RAB -регулирование? Это такой способ тарифообразования, который стимулирует собственников облэнерго к большей капитализации. Если предположить (а для этого есть механизмы эффективного контроля), что эти инвестиции будут осмысленными, эффективными и направленными, то мы получим много дополнительных позитивных эффектов от внедрения новой системы.

Более того, RAB -регулирование не просто устанавливает норму доходности для облэнерго, но и обязательство поставщиков реинвестировать в сети. В сегодняшних нормативных документах, насколько я знаю, 50% доходов облэнерго должны быть вложены в сети. Это и есть те инвестиции, которые будут идти в распределительные сети, в модернизацию.

– Почему облэнерго не модернизировали свое оборудование раньше, и по какой причине оно в таком плачевном состоянии?

– Это проблема с глубокими корнями. Я с 1998 по 2003 год работал в облэнерго. Мне хорошо известны все процессы. На поддержание оборудования тогда средств не было. И самой важной причиной отсутствия модернизации были неплатежи потребителей, и не следует об этом забывать. Облэнерго, которые получали миллионы на инвестпрограммы, под административным влиянием, отраслевым давлением, направляли инвестиционные средства за потребителей, которые имели экологическую бронь, которые обанкротились, и так далее. И все равно еще не все долги перед энергорынком погашены.

Еще одна из причин недофинансирования в прошлом развития сетей – это сверхнормативные потери. Сегодня их нет, но еще в недавнем прошлом они были серьезной экономической проблемой энергокомпаний.

– Откуда с введением RAB возьмутся деньги на инвестиции?

– Источника два. Первый – это, безусловно, сам тариф. Сейчас все облэнерго, кто подавал заявки на получение RAB, должны были пройти гражданские слушания и утвердить новые тарифы. Второе – повышение эффективности. С ростом инвестиций и модернизацией оборудования компании будут достигать экономии, и со временем именно она должна стать главным источником финансирования тех или иных технических новаций.

– Тарифы для населения снова вырастут?

– Для населения пока не вырастут, поскольку решение по этим потребителям принимает НКРЭКУ. Временный скачок тарифа возможен для промышленности, но лишь в краткосрочной перспективе, если все сработает.

Но хотелось бы сказать об уровне тарифов в целом. Я не хочу обидеть интернет-провайдеров и мобильных операторов, но люди сегодня часто платят за их услуги больше, чем за электроэнергию, и при этом никто так болезненно не реагирует на изменение цен. Сопоставьте значимость того и другого для общества.

– Где уверенность, что собственники облэнрего будут направлять средства на модернизацию изношенных сетей?

– Я думаю, что инвестиции будут даже большими, чем заложено обязательными нормами RAB-регулирования (50%). То есть, инвестировать в оборудование будут и из тех доходов, которые свободны от обязательства реинвестирования. Почему? Три причины.

Первая – это потери электроэнергии. Регулятор может и намерен довести потери при транспортировке в сетях до минимума. Если облэнерго не будут делать этого, то им придется покупать больше энергии на транспортировку, а где им брать на это деньги? Путь хорошего менеджера – это заранее выполнить проекты, которые будут способствовать снижению потерь. Чтобы не тратить бездумно доходы компании. Компании будут вынуждены рефинансировать в снижение потерь.

Вторая причина – частота и длительность перерывов в энергоснабжении (SAIDI, SAIFI). Облэнерго, которое не выполняет отраслевые средние показатели, не получит в следующем периоде (на будущий год) 12,5% к тарифу. Не лучше ли по такому же принципу, как с потерями, свободный доход рефинансировать в мероприятия, повышающие надежность, уменьшающие частоту перерывов? И тогда получить доходы, увеличить капитализацию компании.

Третий фактор – это присоединения. Чтобы быть эффективными в условиях нового рынка, энергокомпании должны уже сейчас создавать запасы свободной мощности для присоединения новых и новых потребителей, предоставления им большей мощности в условиях постоянно растущего количества электронных устройств в жизни каждого из нас. RAB-тарифы дадут им возможность делать это, и не вижу экономических причин у компаний не воспользоваться этой возможностью.

– Некоторые эксперты говорят, что норма доходности должна быть разная на старую и новую базу активов. Вы разделяете это мнение?

– Я против разделения базы на старые и новые. И так уже используются разные принципы амортизации – на старые активы ставка 3,3% в год, а на новые – по норме, согласно группе оборудования. Неправильно делить на старое-новое. Так выглядит, будто старые сети не нуждаются в инвестициях. Как раз речь о том, чтобы модернизировать старое оборудование. Новое построено по сегодняшним ценам и обеспечено амортизацией. Смысл ведь в том, чтобы привести в хорошее состояние старое оборудование. А вы слышали о подходе “новые-старые активы” по отношению к Укрэнерго? Я нет. У нас источники финансирования зачем-то привязываются к акционерам – частные или государственные. Это неправильно.

– Насколько объективна предлагаемая НКРЭКУ норма доходности в 12,5%?

– Ставка могла бы быть выше. Поскольку доход по ценным бумагам государства, в банках – выше. Можно получить до 16% – такая сейчас учетная ставка НБУ. Я оцениваю нынешнюю ставку 12,5%, как минимально возможную ставку, при которой можно взяться за работу над инвестпроектами в облэнерго.

– Каким может быть выход из ситуации, чтобы снять все спекулятивные вопросы вокруг RAB-регулирования?

– У нас нет других способов достичь согласия, кроме как пропаганда верных взглядов. Пока это не политическая дискуссия, и она имеет высокий профессиональный уровень, но если затянем до выборов, то рациональное зерно дискуссии может исчезнуть. Время – это тоже ресурс, а мы упускаем его. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий