Арбитражные управляющие Немецкой Ассоциации адвокатов (DAV) предупреждают, что переход с авто с двигателем внутреннего сгорания на авто с электроприводом стоит перед волной банкротств в автомобильной промышленности из-за технологических изменений в типах двигателей.
“Доходность многих компаний, и прежде всего, поставщиков комплектующих для автомобилей, поставлена под огромный риск”, говорит председатель союза арбитражных управляющих Немецкой ассоциации адвокатов Мартин Прагер. “Не все компании смогут пройти процесс адаптации.” Опыт прошлых лет показывает, что, в конце концов, только в Германии обанкротится множество предприятий, имеющие сейчас более 100 000 рабочих мест.
Из-за использования электроприводов в будущем станут ненужными многие механические комплектующие автомобилей. Поставщики, которые производят такие комплектующие, должны будут перейти на новые безнес-модели или закрыться, считает Прагер. В общей сложности в Германии около трех млн. человек прямо или косвенно заняты в автомобильной промышленности, так что в кругу представителей арбитражных управляющих считают, что около одного млн. из них будут поставлены под угрозу увольнения. Опыт показывает, что около десяти процентов из находящихся под угрозой исчезновения предприятий не смогут перестроиться и будут вынуждены прекратить бизнес, считает Прагер. Это соответствует примерно 100 000 рабочих мест, которые будут закрыты в Германии.
Многие компании будут вынуждены искать совершенно новые сферы деятельности. “Производитель выхлопных труб, в принципе, занят в обработке металлов под давлением, что также может быть использовано для других сфер деятельности,” сказал Прагер. Поэтому будущее поставщиков запчастей для автомобилей не обязательно должно быть связано с автомобильной промышленностью.
Пока еще нет роста числа банкротств среди поставщиков комплектующих для автомобильной промышленности, но правильные стратегические решения предприниматели должны принимать уже сегодня, чтобы спасти свои компании от банкротства. “Путь к банкротству почти всегда одинаковый,” сказал Прагер. “Допускается стратегическая ошибка, последствия которой замечают намного позже.” Именно поэтому уже сейчас союз представителей арбитражных управляющих предупреждает о надвигающейся опасности. “Это большая задача, решить которую сейчас предстоит многим заинтересованным предприятиям.”
В принципе, нет ничего необычного в том, что технологические прорывы могут поставить с ног на голову целые отрасли промышленности. Примером может служить производитель телевизоров компания Loewe, которая еще задолго до фактического банкротства сделала ошибку, отказавшись сделать ставку на телевизоры с плоскими экранами. Loewe можно было спасти, начав процесс банкротства.
Изменения, происходящие в автомобильной промышленности, коснуться предприятия всех размеров, сказал Прагер. Но особенно трудной будет адаптация к новым условиям для малых и средних предприятий, которые зачастую осуществляют поставки не непосредственно автопроизводителям, а являются субподрядчиками поставщиков комплектующих.
Многие автопроизводители и поставщики комплектующих для них уже давно распознали эту проблему, стоящую перед отраслью. Некоторые надеются за счет новых приобретений начать осваивать иные сферы деятельности. Так, например, поставщик коробок передачи и других механических частей компания ZF Friedrichshafen, расширила свою сферу деятельности, приобретя за миллиарды американскую компанию TRW, которая в основном занимается электромобилями и их автономным вождением. Даже такие гиганты индустрии, как Bosch и Continental, приобретая новые компании и новые разработки, делают ставку прежде всего на электроприводы и дигитализацию.
И даже для таких крупных предприятиях есть угроза для большой части рабочих мест, связанных с технологическими изменениями в производстве автомобилей. Хотя обе компании подчеркивают, что это может случиться еще не скоро, и тем более не знают, как и сколько рабочих мест будут закрыты. Но уже сейчас у Bosch, например, около 90 000 рабочих мест связано с двигателями внутреннего сгорания, из них около 25 000 в Германии. Генеральный директор компании Continental Эльмар Дегенхарт озвучил в газете in der Welt am Sonntag количество сотрудников, связанных с бензиновыми и дизельными двигателями, их около 30 000 из 218 000 сотрудников по всему миру.
Volkswagen уже объявила, что из-за перехода на электромобили в ближайшие годы будут закрыты около 30 000 рабочих мест по всему миру – 23 000 из них в Германии. До увольнений, правда, не дойдет, вместо этого автопроизводитель из Вольфсбурга делает ставку на преждевременном выходе на пенсию и другие социально приемлемые меры. В то же время для производства электромобилей будут созданы 9 000 новых рабочих мест.
Но есть и другие отрасли, где переход на электромобили, согласно данным Союза арбитражных управляющих, может привести к созданию дополнительных рабочих мест: “В ближайшие годы потребуется больше арбитражных управляющих.” Однако, это ни в коем случае не сможет компенсировать потери рабочих мест в автомобильной промышленности. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)