Владимир Путин неожиданно заговорил о важности транзита газа через Беларусь, а “Газпром” планирует капитально вложиться в белорусскую газотранспортную инфраструктуру.
Транзит “на подхвате”
19 июня в Минске на заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси рутинное однообразие переговоров неожиданно нарушил Владимир Путин. Он заявил, что роль транзита российского газа через Беларусь в последнее время значительно возросла, но несколько слукавил насчет причин такого роста. По его словам, увеличение роли белорусского маршрута произошло из-за плохого состояния украинского. На самом деле причина в том, что пуск “Северного потока-2” из-за введенных американцами санкций как минимум снова откладывается. Это значит, что Кремлю вновь придется договариваться с Украиной, через которую идет основной транзит (90 млрд. куб. м в год).
Как указывает белорусское аналитическое издание Belarus in Focus, белорусский маршрут транзита не может служить альтернативой украинскому, но при строительстве дополнительных хранилищ и соответствующей модернизации магистральных путей способен подстраховать на 5-10 дней в случае острого конфликта “Газпрома” с Украиной.
Незадолго до саммита в Минске “Газпром” заявил, что до 2020 г. инвестирует в развитие газотранспортной системы Беларуси $2,5 млрд., а в наращивание мощностей подземных газохранилищ – 1,1 млрд. На заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси Путин подтвердил, что “Газпром” собирается вложить в белорусскую газотранспортную систему $3,5 млрд. в ближайшие два года. А страна вправе рассчитывать на скидки в цене на газ на два-три года (т. е. на 2020-2022).
Здесь важно понимать, что белорусская газотранспортная система самой Беларуси не принадлежит – Александр Лукашенко в два этапа продал ее “Газпрому”. Первые 50% принадлежащих Беларуси акций ОАО “Белтрансгаз” были выкуплены ПАО “Газпром” поэтапно, в 2007-2010 гг., за $2,5 млрд. с перечислением каждый год $625 млн. за 12,5% акций. Сделка была заключена исходя из оценки рыночной стоимости ОАО “Белтрансгаз” в $5 млрд., которую провел в 2006 г. банк ABN Amro.
25 ноября 2011 г. “Газпром” приобрел оставшиеся 50% акций ОАО “Белтрансгаз” за $2,5 млрд. 21 декабря 2011 г. председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер сообщил о решении переименовать компанию в “Газпром трансгаз Беларусь”. После этого Республика Беларусь осталась собственником только земли, по которой проложены российские газовые трубы.
“Газпром трансгаз Беларусь” – монополист на белорусском газовом рынке. Компания эксплуатирует газопроводы общей протяженностью более 7 тыс. км (включая белорусский участок магистрального газопровода “Ямал-Европа”). По магистральным трубопроводам, проходящим по территории республики, идут транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу.
Возвращение к “Ямал-Европе”
Весной 2013 г. “Газпром” неожиданно заговорил о строительстве газопровода “Ямал-Европа-2”, который также пройдет по территории Беларуси. Причем озвучил идею этого строительства лично Владимир Путин на встрече с Александром Лукашенко 15 марта 2014-го в Санкт-Петербурге. Уже 3 апреля Путин на встрече с главой “Газпрома” Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода “Ямал-Европа-2”. По его словам, цель проекта – повышение надежности поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию.
“Мы в связи с “Северным потоком” и “Южным потоком” фактически отказались от проекта “Ямал-Европа-2”. По “Южному потоку” мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту “Ямал-Европа-2”, – сказал тогда глава России.
Руководитель “Газпрома” оказался готов к этому ценному указанию.
“Мы прорабатываем варианты строительства газопровода по территории Беларуси с пониманием того, что сегодня транзит через территорию Беларуси по трубопроводу “Ямал-Европа” является самым экономически эффективным”, – ответил Миллер.
Он напомнил, что газотранспортная система Беларуси сегодня находится в собственности “Газпрома”.
“Для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям, – признал Миллер. – Анализ рынка показал, что мы могли бы ориентироваться на 15 млрд. куб. м газа. И мы готовы приступить к разработке технико-экономического обоснования, приступить к началу предынвестиционной стадии”.
К тому моменту российский газовый гигант уже просчитал возможные сроки появления нового трубопровода.
“Проект мог бы быть введен в строй после того, как будут закончены работы по “Южному потоку”. Что касается сроков, это мог бы быть 2018-2019 год, – сказал тогда глава “Газпрома”. – И самое главное, что это будет стопроцентная надежность поставок в Восточную Европу, потому что, если говорить о поставках газа в Польшу, мы будем фактически поставлять из своей газпромовской трубы на границе Польши: фактически это бестранзитный вариант”.
Конечно, словосочетание “бестранзитный вариант” звучит странно – получается, что “Газпром” уже рассматривает Беларусь как российскую территорию? Но с поляками россиянам тогда удалось договориться. Главы “Газпрома” и компании EuroPol Gaz (Польша) подписали меморандум о том, что трубопровод “Ямал-Европа-2” пройдет через польскую территорию в Словакию и Венгрию. Пропускная способность нового газопровода составит не менее 15 млрд. куб. м газа в год. (Мощность ныне действующего “Ямал-Европа” – 33 млрд. куб. м/год.) EuroPol Gaz – собственник газопровода “Ямал-Европа” на территории Польши (684 км). Его основные акционеры – “Газпром” и польская компания PGNiG SA.
Протяженность нового трубопровода составит около 2000 км. По предварительным оценкам, он обойдется “Газпрому” в $5 млрд. – и это будет недорого, учитывая имеющуюся у “Газпрома” в собственности инфраструктуру по маршруту. В ходе строительства примерно $1,5-2 млрд. могут быть вложены в белорусский участок “Ямал-Европа-2”.
Что для Украины будет означать строительство Россией второй нитки газопровода “Ямал-Европа”? Скорее всего, если Кремль реально профинансирует этот проект, значит, там приняли стратегическое решение больше не договариваться с “Нафтогазом України” и вообще “попрощаться” с украинским транзитом. Формальный повод для этого есть: группа Wintershall, которая проводила инспекцию ГТС Украины, сделала заключение о том, что к 2019 г. эта система выйдет из строя.
Конечно, в реальности все не так плохо, однако такое заявление вполне сойдет для сторонников прекращения транзита российского газа через Украину. В цифрах все выглядит так: по расчетам старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований Саймона Пирани, к 2024 г. “Газпром” сможет обеспечить полную загрузку “Северного потока-2” и с учетом двух ниток “Турецкого потока” прокачивать в Европу около 180 млрд. куб. м в год. Остается 10-15 млрд. кубов, которые по-прежнему могли бы идти через Украину. Но если в Кремле решат полностью прекратить украинский транзит, то этот объем газа как раз можно будет перекинуть на “Ямал-Европа-2”, ведь его пропускная способность по плану составит требуемые 15 млрд. куб. м в год.
Что такое “Ямал-Европа”
Газопровод “Ямал-Европа” проходит по территории России, Беларуси, Польши и Германии. Его строительство началось в 1994 г., в 2006 г. трубопровод вышел на проектную мощность 32,96 млрд. куб. м газа в год.
Это был первый значительный проект строительства газопровода после роспуска СЭВ. На газопроводе действуют 14 компрессорных станций, его общая протяженность составляет более 2 тыс. км.
По территории Беларуси проходит 575 км газопровода, здесь построены пять компрессорных станций: “Несвижская”, “Крупская”, “Слонимская”, “Минская” и “Оршанская” общей мощностью 752 МВт. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)