Банальная, казалось бы, юридическая процедура едва не превратилась в настоящий триллер. В конце мая – начале июня “Нафтогаз” сообщил, что, согласно решению Стокгольмского арбитража, начал взыскивать с “Газпрома” штраф в размере $2,6 млрд. через арест европейских активов российской газовой компании в Швейцарии, Великобритании и Нидерландах. Ходатайство было подано, в том числе и в британский суд.
Все происходило достаточно быстро, и уже 18 июня по ходатайству НАК “Нафтогаз Украины” Коммерческий суд Лондона разрешил заморозить активы российской компании “Газпром” на территории Великобритании. Тогда лондонский суд обязал “Газпром” в течение 48 часов предоставить “Нафтогазу” список своих активов в Англии и Уэльсе стоимостью более $50 тыс. Однако в “Газпроме” сообщили, что о решении суда узнали только 22 июня. Но и тогда российская компания не стала сразу выполнять судебное предписание, а… запросила разрешение на это у российского Министерства энергетики (читай: у Кремля).
И только 5 июля зампредседателя правления ПАО “Газпром” Александр Медведев, наконец, объявил: “”Газпром” выполняет все законы государств, где осуществляет деятельность. “Газпром” также выполняет все законные предписания судов. Так, сегодня мы получили согласие Минэнерго России на раскрытие информации об активах компании на территории Англии и Уэльса по требованию английского суда и раскрыли эту информацию в порядке, установленном судом”. Также, по словам Медведева, “Газпром” будет продолжать оспаривать все действия “Нафтогаза” по исполнению решения Стокгольмского арбитража. “Шведский суд однозначно постановил, что исполнение должно быть приостановлено до решения по нашей апелляции. “Газпром” также продолжает оспаривать решения Стокгольмского арбитража по спорам с “Нафтогазом Украины”, поскольку считает, что эти решения вынесены с серьезными нарушениями”, – сказал Медведев.
Впрочем, пока список тех самых “британских активов “Газпрома”” нигде не появился. Формально его “раскрытие” произошло только в виде передачи некого списка “Нафтогазу Украины”, а не публикации в открытых источниках. От “Нафтогаза” пока никаких комментариев не поступало, нет даже соответствующей новости на их сайте. Сам же “Газпром” публично сообщил только о том, что в числе раскрытых активов – принадлежащий “Газпрому” пакет акций Nord Stream AG, находящийся у залогодержателя. По мнению российской компании, это не означает нового обременения акций Nord Stream или их передачу каким-то образом в пользу “Нафтогаза Украины”. Принципиально важный момент: компания Nord Stream AG занимается управлением газопроводом “Северный поток”, который строится специально для того, чтобы исключить транзит российского газа через Украину.
Цена вопроса: $2,56 млрд. + транзит
В конце февраля завершилось долгое (с 2014 г.) разбирательство между “Нафтогазом” и “Газпромом” в Стокгольмском арбитраже. Суд обязал “Газпром” заплатить “Нафтогазу” $4,63 млрд. за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. “Газпром” подавал к “Нафтогазу” встречные иски, так что по результатам арбитражных споров по вопросам поставки и транзита газа “Газпром” оказался должен выплатить Украине $2,56 млрд.
В российском газовом гиганте официально заявили, что будут “до конца” обжаловать решение Стокгольмского арбитража и платить в любом случае не намерены. Однако вскоре оказалось, что “Газпром” зарезервировал в своей бухгалтерской отчетности всю сумму долга Украине – то есть готов был выплатить предписанный штраф, но негласно.
Также после решения Стокгольмского арбитража представители “Газпрома” заявили, что приступают к процедуре расторжения контрактов с “Нафтогазом” – дескать, в компании считают эти контракты невыгодными. В ответ украинская сторона напомнила, что расторгнуть договоренности без ее согласия нельзя – а это означает новую серию судебных разбирательств.
Тогда руководство “Газпрома” пошло на попятную: объявило, что согласно сохранить транзит газа через Украину, “если “Нафтогаз” предложит выгодные условия”. Позднее стало известно, что это было требование Германии в обмен на ее согласие на строительство газопровода “Северный поток – 2” в своей экономической зоне.
Нынешнее выяснение отношений между “Газпромом” и “Нафтогазом”, судорожное и суетливое (около десятка исков, протестов и апелляций за несколько недель), – это все только прелюдия перед трехсторонними переговорами по газу, которые пройдут 17 июля.
В них примут участие ЕС, Россия и Украина. Замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович по этому поводу уже заявил: “Я рад, что первый раунд трехсторонних переговоров с партнерами из Украины и России состоятся 17 июля… Наша цель – согласовать нашу долгосрочную повестку дня, а также наш метод работы”.
По словам Шефчовича, конструктивное и стабильное сотрудничество между Россией и Украиной в области энергетики имеет значение первостепенной важности как для Москвы и Киева, так и для Евросоюза.
“Необходимость непрерывного, долгосрочного транзита российского газа через Украину в ЕС надежным, коммерчески жизнеспособным путем является неотъемлемой частью этого”, – добавил он.
Ранее министр энергетики Александр Новак на встрече в Вашингтоне обсудил с вице-президентом Еврокомиссии транзит российского газа через Украину, а также проекты строительства газопроводов “Северный поток – 2” и “Турецкий поток”.
То, что “Газпром” “передумал” сворачивать транзитное сотрудничество с Украиной – не неожиданность и не заслуга “Нафтогаза”. Дело в том, что российский газовый монополист ожидает в 2018 г. рекордных объемов продаж газа в Европу. А мимо территории Украины пока прокачать дополнительный газ у россиян никак не получается.
29 июня, на годовом общем собрании акционеров компании, глава “Газпрома” Алексей Миллер сообщил, что в первой половине 2018 г. экспорт “Газпрома” в дальнее зарубежье достиг 101,2 млрд. куб. м. По его прогнозу, по итогам года цифра поставок превысит 205 млрд. куб. м газа.
Как уже писала “ДС”, Украина пока остается главным направлением транзита российского газа на Запад (45% всех российских поставок в ЕС). Общий объем поставляемого через украинскую территорию газа вырос с 2016 г. на 24%. От таких объемов поставок отказаться будет не так просто. Даже когда заработают “Турецкий поток” и “Северный поток – 2”, российскому поставщику придется прокачивать через Украину порядка 40 млрд. куб. м газа в год. Это на 57% меньше, чем было в 2017-м, но все же это и не 10-15 млрд. куб. м, которые прогнозировали в “Газпроме” еще год назад. (Денис Лавникевич, Деловая Столица/Энергетика Украины и мира)