Украина: ключевой элемент реформы газового рынка так и не заработал

С 1 августа в Украине должно было заработать суточное балансирование рынка природного газа, но этого не случится – в минувшую пятницу решением НКРЭКУ сроки его введения были перенесены на 2 месяца. Таким образом, ключевой элемент реформы рынка, направленный против коррупции, так и не был пущен. Хотя задуман был еще 27 декабря 2017 г., когда чиновники начали имплементацию Регламента Евросоюза №.

Реформа рынка

На сегодняшний день цены на природный газ в Украине устанавливает НАК “Нафтогаз”. Их обновляют раз в месяц, и с такой же частотой уточняют поставки. При суточном балансировании цены обновляются ежесуточно, рынок работает через электронную платформу балансировки, к которой подключены импортеры и трейдеры.

При этом оператор ГТС ежесуточно проверяет разницу между заявленными объемами газа и реальным отбором, и, если объемы совпадают, – значит небаланса нет. А если поставщик отобрал больше газа, чем заявил, – оплачивает оператору.

Реформа дает рынку природного газа ряд позитивных изменений:

  1. Позволяет создать суточный рынок природного газа, упростит работу и обмен информацией участников рынка.
  2. У участников появится стимул хранить часть газа в подземных хранилищах.
  3. Балансировка в перспективе должна увеличить конкуренцию в розничной и помочь развитию оптовой торговли природным газом.
  4. Колебания цен на природный газ в Украине приблизятся к европейским.
  5. Украинский рынок газа станет более синхронизирован с европейским.
  6. Новая схема серьезно сузит возможности для разного рода манипуляции.

С самого начала по решению от 27 декабря возник конфликт между НКРЭКУ и “Укртрансгазом”. “Укртрансгаз” настаивает на том, что положения документа не соответствуют нормам законодательства ЕС и лишь частично имплементируют регламент Евросоюза. А еще на том, что решение не является сбалансированным и не сможет обеспечить полноценное суточное балансирование. При этом в компании утверждали, что документ противоречит нормам действующего законодательства, в том числе 33 статьи закона “О рынке природного газа”. А также обращали внимание на то, что предусмотренный в документе механизм финансового обеспечения создает существенные риски необеспечения обязательств заказчиков перед компанией, что увеличит задолженность перед “Укртрансгазом”.

В июле НКРЭКУ провела внеплановую проверку деятельности “Укртрансгаза”, которая установила нарушения оператором требований законодательства в части подготовки к работе рынка в суточном режиме. Нацкомиссия обратила внимание, что подобные нарушения поставили поду угрозу всю реформу. На “Укртрансгаз” наложен штраф 850 тыс. грн., переход на новый режим перенесен на 1 октября, к этому сроку оператор должен исправить нарушения. Таким образом, введение с августа принципа суточной балансировки на рынке природного газа сорвано. А реформа отложена.

Сбой или саботаж?

Официальной причиной, которая не позволила “Укртрансгазу” запустить вовремя электронную платформу, называют сбой приобретенного для нее программного обеспечения. Но эксперты сомневаются, что он произошел случайно.

“Ввод режима суточного балансирования переносится потому, что не подготовлено программное обеспечение. В “Нафтогазе” случился скандал: “Укртрансгаз” не готов эту функцию выполнять, а он на сегодняшний день является оператором газотранспортной системы. “Нафтогаз” обвиняет в сбое какие-то темные силы. Но причина в том, что компания, которая контролируется им до сих пор – “Укртрансгаз” – почему-то заказала какое-то нефункционирующее программное обеспечение”, – отметил UBR.ua директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Эксперт обратил внимание, что “Укртрансгаз” полностью подконтролен НАК “Нафтогаз”.

“Люди Коболева (руководителя НАКа) работают и в “Укртрансгазе”. То есть сами реформаторы саботируют реформу? Я не исключаю, что самому “Нафтогазу” невыгодно своевременное введение системы балансирования. Это предположение. Но ведь это они отвечают за этот элемент реформы рынка. Почему не получилось так, чтобы это суточное балансирование заработало? Это нужно спрашивать с тех, кто за это отвечает – “Укртрансгаз”, “Нафтогаз”, больше некого… Можно выдвигать версию, что это саботаж со стороны тех лиц, которые должны были реализовать данные элементы реформы”, – подчеркнул UBR.ua Марунич.

Деньги на убытки

Эксперты сходятся на том, что за срывом реформы стоит “Нафтогаз”, которому принадлежит “Укртрансгаз”. НАКу реформа не выгодна по ряду причин. Главная – корпорация потеряет возможность прятать убытки. Сейчас благодаря мутным бюрократическим схемам она показывает прибыль, загоняя при этом всю энергосистему в крупные долги, которые по факту никогда не будут погашены.

“А прибыль НАКу как-то надо показывать? Когда у него возникает небаланс, то он может быть закрыт только со стороны “Укртрансгаза”. “Укртрансгаз” закупает газ у “Нафтогаза”. В итоге НАК показывает прибыль, у него растут объемы продажи, а дальше по цепочке уже увеличивается задолженность у коммунэнерго и облэнерго по той причине, что газ для покрытия небаланса не только закупается по коммерческой цене, но еще выставляются счета в 2-3 раза выше за счет штрафных санкций, которые прописаны в кодексе. Растет цена для конечного потребителя. Газ должен продаваться по 5, а продается по 15-20 тыс. грн. за тыс. куб. м”, – заверил UBR.ua эксперт энергетического рынка Валентин Землянский.

Подобная практика позволяет показывать прибыль и улучшать статистику монополиста, а значит и эффективность его руководства, которое получает солидные зарплаты и выписывает себе премии. В режиме суточной балансировки схемы, которые практикуются сейчас при подписании актов приема-передачи, станут невозможны. И, похоже, НАК это не устраивает.

Значительную роль в укрывательстве убытков играет небаланс – газ, который потреблен несанкционированно и стоит дороже. Происходит это по причине несвоевременного подписания актов приема-передачи. Таким образом, долги “Нафтогаза” вешаются на “Укртрансгаз”, а далее на облэнерго и население.

“Эти деньги должны автоматически прийти в “Нафтогаз”. У нас от этого убытки у “Укртрансгаза”, потому что 24 млрд. грн., половина из которых и составляют долги за газ, который поставлен якобы для закрытия небаланса. Причем он рассчитывается уже не по цене постановления правительства как социальный газ, а по рыночной цене плюс штрафные санкции. Вот вам 20 тыс. грн. на ровном месте. Для облгазов газ выставляется с коэффициентом 1,2 от обычной цены, а облгаз выставляет его с коэффициентом 2 уже для теплокоммунэнерго. Так предусмотрено кодексом. Все это приводит к удорожанию газа и услуг для конечного потребителя”, – резюмировал Землянский.

“Нефтегаз” действительно списывает на небалансы, вешает на теплокоммунэнерго, потом учитывает их не только по коэффициенту 1,2. Там и больше бывает – коэффициент до 2 доходит. Но толку в этом никакого, эти долги все равно не платятся, они висят мертвым грузом. Это удивительная ситуация! Зачем это нужно и кому?” – задается вопросом и Марунич.

Воровство газа

Участники газового рынка на условиях анонимности рассказали UBR.ua, что за срывом суточного балансирования стоят те, кто зарабатывает на мутных схемах, или, говоря откровенно, на воровстве газа.

“На отсутствии суточного балансирования люди “зарабатывают” огромные деньги. Воруют, проще говоря. Когда его нет, можно заниматься художественной ковкой и шитьем, но при наличии суточного баланса трудно что-то присобачить, работает ежедневный мониторинг, поэтому идет сильное сопротивление. При суточном балансировании совершать прокрутки уже сложно. А к схемам все привыкли. Что такое облгазы? Это бумажки. А давление в трубах есть постоянно. Кто бумажку подложил, того и ресурс. Это виртуальный бизнес. Когда нет учета или когда сверка делается раз в месяц – за этот месяц можно перебрасывать ресурсы туда-сюда-обратно, и на этом зарабатывать”, – рассказал UBR.ua источник, пожелавший остаться неизвестным.

Инсайдеры рассказали, что при нынешней системе устройства рынка природного газа, процветают воровство газа, при этом убытки прячутся в схемах при подписании актов приема-передачи.

Можно констатировать, что борьба с реформами в стране часто ведется руками самих же “реформаторов”. А если суточное балансирование будет сорвано окончательно, то это еще сильнее уменьшит шансы Украины стать участником европейского газового рынка и ударит по ее репутации в глазах Запада. (Алексей Ермоленко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)


Ваша реклама под каждым постом этого сайта. ПОДРОБНЕЕ


Оставьте комментарий