Введение суточного балансирования газа перенесено с 1 августа на 1 октября 2018 г. В Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) это связывают с неготовностью со стороны ПАО “Укртрансгаз” и называют основной проблемой рынка газа.
Глава НКРЭКУ Оксана Кривенко назвала действия “Укратрангаза” угрожающими функционированию рынка газа, а претензии, высказанные компанией к Кодексу ГТС – необоснованными. Об этом говорится в ответе НКРЭКУ на запрос “Энергореформы”.
Главным условием перехода украинского рынка природного газа на суточное балансирование является наличие у оператора ГТС информационной платформы, которая обеспечит обмен информацией между ним и субъектами рынка природного газа. Такая платформа нужна для ежесуточного урегулирования небалансов заказчиков услуг транспортировки. “Укртрансгаз” должен был обеспечить функционирование такой платформы к 1 августа, но не сделал этого, за что был оштрафован на 0,9 млн. грн.
“Сегодня на рынке природного газа наиболее острой и резонансной проблемой является готовность именно оператора ГТС к внедрению суточной балансировки… В связи с нарушением оператором ГТС требований законодательства под угрозу поставлено устойчивое функционирование всего рынка природного газа Украины”, – дает оценку О. Кривенко.
В Европе удовлетворены законодательными изменениями
Для того, чтобы адаптировать законодательство Украины к нормам Европейского Союза, регулятор внес изменения в свои постановления по внедрению суточного балансирования на рынке природного газа. В основу постановления об изменениях в Кодекс ГТС (№ 1437) Нацкомиссия взяла положения регламента ЕС (№312). Речь идет о постановлениях, касающихся внедрения суточного балансирования на рынке природного газа и плана развития газотранспортной системы на следующие 10 лет.
В “Укртрансгазе” считают необоснованным упразднение НКРЭКУ понятий “услуга балансировки” и “несанкционированный отбор” в Кодексе ГТС и уверены, что это приведет к хищениям газа и масштабным манипуляциям. Также, по мнению оператора ГТС, неуместным является заложенный НКРЭКУ в Кодекс ГТС ретроспективный подход к определению размера финансового обеспечения поставок газа (без учета прогнозных объемов поставки). В “Укртрансгазе” также указывали на запрет регулятором свободного рынка мощностей на внутренних точках выхода из ГТС, на предоставление операторам газораспределительных сетей исключительного права на покупку таких мощностей. Помимо этого, в компании считают непрозрачной и несбалансированной тарифную методологию НКРЭКУ.
Претензии оператора к Кодексу ГТС и Постановлению № 1437 Оксана Кривенко назвала необоснованными.
“Оценку соответствия Постановления № 1437 европейским нормам должен давать не “Укртрансгаз”, а Европейское энергосообщество”, – считает Глава НКРЭКУ. По ее мнению, в Energy Community удовлетворены предложенными нормами. Регулятор ознакомил Секретариат Энергетического Сообщества с проектом постановления № 1437 еще на этапе разработки. В Energy Community проанализировали документ на предмет соответствия общим практикам законодательства ЕС.
Оксана Кривенко отметила, что оценка соответствия проекта Постановления №1437 европейским нормам и практикам относится к компетенции Секретариата Энергетического Сообщества, а оценка со стороны “Укртрансгаза” является субъективной и не отвечает принципу баланса интересов всех субъектов рынка.
Глава НКРЭКУ обращает внимание на то, что “Укртрансгаз” не соответствует критериям независимости, установленным Законом, не прошел процедуру сертификации и является аффилированным предприятием НАК “Нафтогаз Украины”, которое является поставщиком природного газа. (Нина Шершова, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)