Как формируется цена на газ для населения, от чего она зависит, чего ждет МВФ и почему украинцам стоит ждать нового этапа повышения.
Это произошло. После долгих переговоров с Международным валютным фондом Кабинет министров таки повысил цены на газ для населения. Решение было принято на экстренном заседании, на котором присутствовали все министры. Поддержали единогласно.
В результате – с 1 ноября цена на газ для населения вырастет на 23,5%. Параллельно чиновники также изменили условия предоставления жилищных субсидий, и выделили дополнительно 100000000 на “теплые кредиты” .
Однако тема №1 – цена на газ.
“Я понимаю, что для каждой украинской семьи это трудно, но должен отметить, что изначально планировалось увеличить цену на 60%, но в результате тяжелых переговоров мы договорились (с МВФ, ЭП ) о компромисс”, – заявил премьер Владимир Гройсман.
Через 3:00 после принятого решения отреагировали и за океаном – в МВФ заявили о возобновлении поддержки Украины. Речь идет о новой 14-месячную программу поддержки stand-by (SBA) на сумму 3,9 млрд. долларов.
Вероятно, на решение кредитора повлияло не только повышение тарифов для населения, но и принятый Радой в первом чтении бюджет страны на 2019 . Сбалансированный бюджет и цены на газ – две ключевые условия Фонда для возобновления финансирования.
ЭП объясняет, какие именно были договоренности в Украине с МВФ относительно цены на газ, как в целом формируется цена для населения, от чего она зависит, что будет с субсидиями, и можно было все оставить так как есть.
Ниже ЭП дает ответы на эти вопросы.
Как МВФ и Украиной газ оценивали
Еще весной 2017 для получения кредитов от МВФ правительство пообещало, что цены на газ для населения будут рыночными. Впрочем, это обязательства так и не было выполнено.
Что значит “рыночная цена”? Предполагалось, что цена будет рассчитываться на базе импортного паритета – средней цены на импортный газ за определенный период. Эта составляющая в структуре цены на газ для потребителей является основной и самой.
На момент договоренности цена по импортному паритету составляла 4,942 тыс. грн. за тысячу куб. м.
Она включала в себя прогнозную цену на немецком газовом торговой площадке (хаб NCG), а также стоимость транспортировки газа от NCG к западной границе Украины через Германию, Чехию и Словакию. По цене 4,942 тыс. грн./тчс. кубов “Нафтогаз” поставлял газ облгазам. Но этот газ еще нужно доставить до потребителя. Поэтому к этой цене добавлялись расходы на доставку газа внутренними трубопроводами, обслуживание счетчиков, формирование платежек, а также НДС. В результате этого конечная цена на газ для населения составляла 6,879 тыс. грн. за тысячу куб. м.
Следующий пункт – ключевой для понимания того, что произошло потом. Так, по договоренности с МВФ, если по итогам года цена за импортным паритету (4,942 тыс. грн., ЭП ) отклонится на плюс-минус 10%, то цена для населения на следующий отопительный сезон так же должна измениться.
Если на момент для пересмотра цены наступил, в Минэнерго провели расчеты и обнаружили, что в соответствии с утвержденной методики, цену на газ необходимо было повысить на 17,6%. После этого правительство во главе с Гройсманом изменил риторику и начал убеждать фонд в необходимости изменить договоренности, чтобы избежать повышения тарифов. Главные аргументы – в стране растет задолженность населения за потребленный газ, увеличивается количество субсидиантив, не выдержат незащищенные слои населения.
Переговоры с кредитором продолжались более полутора лет, однако договориться было не так просто. Украинская сторона предлагала несколько вариантов расчета цены на газ для населения. Какие именно, ЭП уже объясняла ранее .
Параллельно с переговорами правительство несколько раз продлевал действие специальных обязательств (ПСО) для “Нафтогаза”, обязывающие компании поставлять газ для нужд населения по сниженной цене – 4,942 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м.
ПСО (Public Service Obligation) – это своеобразный договор между государством и предприятиями о предоставлении услуг определенным категориям потребителей по специальным ценам. В странах ЕС ПСО практикуются в разных сферах – энергетике, транспорте, сфере почтовых услуг.
Впрочем, уже в июле текущего года, когда Гройсман, который “бил себя в груди” и уверял, что не будет повышения тарифов, заговорил сам об этом именно повышение , стало понятно, что это все-таки произойдет. Открытым только оставалось вопрос, каким будет рост и когда оно произойдет.
Не последнее повышение
Открывая экстренное заседание правительства в пятницу Гройсман в присущей ему манере в очередной раз подчеркнул, что это непростое решение и “многие присутствующие на заседании не хотели бы на нем быть, но есть обстоятельства, которые следует учитывать”.
“Еще с июля мы работали над тем, чтобы найти компромисс (с МВФ, ЭП ) по цене на газ, но не все в моих силах”, – оправдывался Гройсман.
Он заверил, что в противном случае была бы разорвана сотрудничество с Фондом, что привело бы к дефолту. Премьер напомнил, что у государства есть очень большие долги, которые надо возвращать, а обязательства по выравниванию цены на газ, мол, было еще в 2008 году.
Согласно принятому решению, газ для населения вырастет на 23,5% – с 6,88 до 8,55 тыс. грн. за тысячу кубов. Впрочем, это не последнее повышение.
О том, что именно на такой уровень вырастет цена для населения, собеседники в правительстве говорили уже раньше, а глава “Нафтогаза” Андрей Коболев месяц назад это подтвердил.
Он тогда сказал, что были достигнуты договоренности о постепенном повышении цены на газ до уровня импортного паритета (средней цены на импортный газ за определенный период, ЭП ) до 2020 года.
По расчетам ЭП, если бы необходимо повышение состоялось сразу, без постепенного перехода, цена для населения могла достичь к 11 000 грн. за тысячу куб. м.
Ранее глава Нацкомиссии по тарифам Оксана Кривенко сообщала, что в случае повышения цены на газ, новые платежки украинцы увидят только через месяц.
“Как только будет новая цена газа от Кабмина, мы инициируем процедуру пересмотра тарифов на тепло и теплоснабжения. С учетом открытого обсуждения, через месяц новые тарифы будут установлены”, – сказала Кривенко.
Однако, не стоит надеяться, что это месяц будет у потребителей. По данным собеседника ЭП в правительстве, месячной задержки не будет, цены вырастут уже с 1 ноября.
“Уже с 1 ноября цены для населения вырастут до 8550 грн. за тысячу куб. м. Разницу тепловикам компенсируют задним числом”, – сообщил собеседник.
7 изменений в программе субсидий
В противоположность к плохим новостям Гройсман заверил, что все, кто будет нуждаться в поддержке государства в виде субсидий – получат ее.
В частности, во время пятничного экстренного заседания Кабинет министров внес изменения в порядок оформления субсидий, которые предусматривают расширение круга тех, кто имеет право на ее получение.
Так, с 1 октября при расчете субсидии в совокупный доход не учитываются уплаченные алименты и специальная дотация за выращивание молодняка крупного рогатого скота, в год составляет до 2500 грн. за голову.
Субсидию на общих условиях также могут получить те граждане, у которых есть задолженность по уплате единого социального взноса по вине работодателя .
Кроме того, право на пособие имеют те семьи, отопительная, а не общая площадь жилья которых не превышает 120 кв. метров для квартиры и 200 кв. метров для индивидуального дома.
В случае если гражданин нет доходов из-за болезни , или в составе домохозяйства есть трудоспособные алко- или наркозависимые, онкобольные, субсидию может назначить Комиссия по назначению субсидий.
Также граждане пенсионного возраста, получают пенсию в связи с потерей кормильца или по выслуге лет имеют право на сверхурочную площадь , но не более 30%. Это касается и тех, кто получает государственную соцпомощь по инвалидности с детства.
Изменения также касаются уплаты обязательного платежа . С 1 октября если стоимость фактически потребленной услуги меньше объема обязательного платежа субсидиант имеет право платить только стоимость фактически потребленной услуги.
“Например, если размер обязательного платежа за определенную услугу составляет 200 грн. в месяц, но домохозяйство реально ее использовало только на 120 грн., уплате подлежит фактический объем потребления – 120 грн.”, – пояснили в Минсоцполитики.
Кроме того, без обязательной уплаты ЕСВ субсидию могут получить:
* Безработные в сельской местности, райцентре, поселках городского типа.
* Безработные в городе при условии пребывания на учете в центре занятости
* Граждане, работающие за рубежом и платят единый социальный взнос там. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)