На этот вопрос обозревателю Forbes.kz ответили экономисты и представители топливного рынка.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что правительство до конца недели введет заградительные пошлины на нефтепродукты, если цены на топливо в стране будут расти. Исторически рынки Казахстана и России тесно связаны в вопросах поставок нефтепродуктов. Недостающие объемы Казахстан регулярно закупает в России, это почти треть внутреннего рынка.
Вслед за Россией
Подорожание топлива у соседей приведет к знакомому сценарию: более дешевый казахстанский бензин вывезут на продажу в Россию. Эксперт нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирновпрогнозирует рост цен и дефицит топлива в Казахстане.
– Чтобы не остаться совсем без бензина, придется поднимать цены до уровня российских. Тем более что к 2025 году на уровне стран ЕАЭС принято решение о создании общего рынка нефтепродуктов. Я сомневаюсь, что россияне будут менять свою структуру ценообразования, равняясь на казахстанцев. Скорее всего, произойдет наоборот. Цены у нас в любом случае будут расти, вопрос только в скорости роста, – уверен он.
В среднем по России стоимость бензина Аи-92 сейчас составляет 41,68 руб. за литр (свыше 230 тенге за литр), цена Аи-95 – 44,58 руб.(свыше 250 тенге). В Казахстане Аи-92 почти на 100 тенге дешевле – 155 тенге, Аи-95 – 175 тенге. Такая разница позволяет быстро зарабатывать на “сером” импорте. Спасти ситуацию может только паритет цен в двух странах, говорит эксперт, вспоминая, что летом Казахстан уже поднял в 17 раз акцизы на дизельное топливо. Ставка акциза при оптовой реализации дизельного топлива выросла с 540 тенге до 9 300 тенге за тонну.
– Выросли оптовые цены, была вынуждена поднять цены и розница. Я думаю, что таким образом боролись с вывозом дизтоплива из Казахстана в Россию, в том числе контрабандным, потому что разница в цене была большая. С 1 ноября обещают вернуть акцизы на прежний уровень, посмотрим – упадут цены на дизтопливо или нет, – сказал Сергей Смирнов.
Треть рынка – нефтепродукты из РФ
– В 2017 Казахстан порядка 30% бензина и 15% дизельного топлива импортировал из России, – такие данные приводил министр энергетики Канат Бозумбаев, выступая на одном из заседаний ведомства.
Закупается не только бензин, но и смазочные масла (которые в Казахстане вообще не выпускают), авиационный керосин, дизельное топливо.
Маловероятно, что запретительные пошлины, о которых говорил Дмитрий Медведев, коснутся Казахстана, если они вообще будут введены, считает директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов. Россия поставляет нефтепродукты Казахстану только для внутреннего потребления, причем вообще беспошлинно.
– Мы импортируем российскую нефть в ограниченных объемах в рамках межправительственных соглашений. При этом у РК есть обязательства по встречным поставкам. Если говорить о нефти, думаю, нас это не коснется, – отметил Жарас Ахметов.
Цены на моторное топливо в РФ будут расти, и, по оценкам некоторых аналитиков, удорожание может составить 15-20% в годовом выражении уже в начале года, после того как будут введены в действие нормы о повышении НДС, НДПИ и акцизов. Серьезного эффекта на цены в Казахстане это, по-видимому, не окажет, цены на топливо будут расти и у нас, хотя и по другим причинам, объяснил Сергей Домнин, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента. Об экспорте в РФ, который в складывающихся условиях может привести к росту внутренних цен, речи пока не идет.
– В РФ розничные цены на бензин в январе-сентябре 2018 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 9,2% при годовой инфляции 2,5%. В Казахстане за тот же период бензин в рознице подорожал на 11%, правда, у нас и годовая инфляция выше – 6,3%. И если кризис цен на бензин в РФ случился из-за того, что правительство не успело за ситуацией – вовремя не изменило регуляторные стимулы (последствия налогового маневра-2014), то в РК бензин дорожает в том числе и потому, что в целом цены в экономике растут быстрее. По крайней мере дефицита бензина в РК не было в 2018 (чего не скажешь о дизтопливе, например), не прогнозируется он и в 2019. Если правительство РК не прибегнет к фискальным стимулам или ограничениям, а на НПЗ не произойдет никаких внештатных ситуаций, то в следующем году логично ожидать рост цен на бензин в РК в районе средней по экономике инфляции, – сказал он.
Дефицит бензина или профицит?
Сейчас Россия сама может потерять часть казахстанского рынка. После модернизации трех НПЗ страна взяла курс на обеспечение внутренних потребностей в высокооктановом топливе Евро-4 и Евро-5, объяснил Кайыпбек Камбаров, председатель ассоциации АЗС “Жанар-Жагармай”.
По его словам, сейчас рост цен на бензин уравновешивается профицитом топлива в стране. В долгосрочной перспективе цены вырастут, в краткосрочной – снижаются.
– Заводы обеспечили потребности всей республики. Теперь не хватает механизма распределения. Касательно цен – у нас намного ниже (чем в России – F.). Но, согласно положениям ЕАЭС, границы между странами-участницами открыты. Мое личное мнение: цены понемногу поднимутся. Их отрегулирует рынок по принципу “спрос – предложение”. Но сейчас, когда базы переполнены, цены снижаются. Например, АИ-92 стоил буквально полгода назад 175 тенгеза литр, под 180. Сейчас – снизился до 160 тенге, – прокомментировал ситуацию Кайыпбек Камбаров.
Перед правительством стоит непростая задача – стабилизировать внутренний рынок, найдя баланс между дефицитом топлива и его избытком. Казахстан уже вводил временный запрет на ввоз российского бензина марки АИ-92 железнодорожным транспортом. Кроме того, излишки бензина планируется продавать на рынках стран Центральной Азии. Как сообщал летом зампредседателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти национальной компании “КазМунайГаз” Данияр Тиесов, в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан в этом году планируется экспортировать до 400 тыс. т ГСМ. В 2019 объемы поставок должны увеличиться до 1,2 млн. т. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)